Четверг, 10.07.2025, 18:08
СНО "Звезды экономики"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Выпуск №1 [7]
Выпуск №2 [18]
Выпуск №3 [10]
Выпуск №4 [7]
Выпуск №5 [20]
Выпуск №6 [8]
Выпуск №7 [18]
EURUS-AGRI 2011
Главная » Статьи » Выпуск №2

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Давидович Вадим Александрович

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», экономический факультет, III курс

Научный руководитель:

Сказецкая И.А., к.э.н., доцент

 

На протяжении целого ряда лет ведутся активные дебаты по поводу убыточности сельского хозяйства. Получается, что налогоплательщики и другие отрасли вынуждены не по своей воле поддерживать сельского хозяйства. Хотя аграрный сектор может зарабатывать на себя сам и свести господдержку к минимуму.

Сельское хозяйство по уровню господдержки находится в лидерах среди отраслей белорусской экономики. По оценкам аналитиков Всемирного банка, на долю поддержки сельского хозяйства приходится значительная часть общих госрасходов в Беларуси. В 2005–2007 годах расходы на сельское хозяйство, удельный вес которых составлял 8–9% общих расходов госбюджета, превышали расходы на национальную оборону и правоохранительную деятельность, взятые вместе, и были немногим меньше расходов на здравоохранение.

Аграрный сектор Беларуси в 2005-2009 годах получил более 21 трлн. руб. прямых и косвенных субсидий и дотаций. Так, только в 2009 году на эти цели из бюджетов всех уровней было направлено 4,6 трлн. рублей, или 212 долларов в расчете на 1 га, что на 30% выше уровня 2008 года. Несмотря на такую поддержку, в работе АПК есть значительные недостатки. Уровень рентабельности по конечному финансовому результату в 2009 году в сельхозорганизациях составил 14,2% против 18,7% в предыдущем, в том числе от реализации продукции - 4,2% против 6,3% в 2008-м. Вместе с тем сельхозорганизации по итогам 2009 года должны были обеспечить уровень рентабельности сельхозпроизводства не ниже 22-25%. Снизилась также чистая прибыль предприятий сельского хозяйства. Она составила 1,4 трлн. рублей, или 86% к уровню 2008 года.

Практически все сельхозорганизации в Республике Беларусь убыточны и не имеют собственных оборотных средств даже на мелкие расходы. Для исправления ситуации требуется провести ряд структурных реформ отрасли.

Структура сельского хозяйства Беларуси состоит из 1600 крупных сельхозпредприятий, которые обрабатывают 86,3% сельхозугодий. В другой части спектра – более одного миллиона личных подсобных хозяйств, средний размер которых составляет немногим менее одного гектара и на долю которых приходится остальная часть сельскохозяйственных угодий (12,5%). Между ними – около 2000 частных фермерских хозяйств, которые обрабатывают 1,2% сельхозугодий.

Ставка государства на крупные аграрные комплексы вполне понятна. Купить современную высокопроизводительную сельхозтехнику под силу крупному предприятию. Использовать ее в маленьком хозяйстве просто нерационально. Если разводить высокопродуктивный скот, то нужно иметь целый штат специалистов, что также не под силу мелкому хозяйству.

Но с другой стороны, все эти ОАО будут такими же колхозами, какие существовали в советское время, только более крупными. И они смогут работать только за счет госбюджета. На пути вступления РБ в ВТО нам необходимо производить качественную, экологически чистую с\х продукцию. По данным экспертов Всемирного банка, две трети бюджетной поддержки сельского хозяйства в Беларуси предоставляется посредством мер, которые считаются мерами, вызывающими перекосы в торговле.

В рамках ВТО, в отношении мер господдержки сельхозорганизаций принимаются обязательства по их сокращению, поскольку они вызывают перекосы в производстве и торговле.

Одним из выходов в создавшейся ситуации могло бы стать увеличение доли фермерских хозяйств. Фермерство - это существенное пополнение продовольственного рынка, новые рабочие места, гарантированная оплата труда, восстановление неиспользуемых земель. Однако государство не уделяет должного внимания развитию фермерских хозяйств. Мало того, что поддержка сведена к минимуму, так еще фермерам приходится сталкиваться с рядом препон. Земля должна получить хозяина, полноценного собственника с тремя правами: владения, пользования и распоряжения. И никто не должен вмешиваться в эти права, кроме суда, если это потребуется. Только тогда мы можем говорить о рентабельности.

В качестве первоочередных мер необходимо отказаться от тотального государственного контроля, провести либерализацию цен на ресурсы для сельскохозяйственного производства и готовую продукцию. Это поможет перераспределить ресурсы в руки более эффективных производителей, что, в свою очередь, будет иметь положительный эффект по созданию рабочих мест, и в конечном итоге обеспечит более привлекательные доходы в сельской местности.

В изданном Указ президента № 92 ”О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций", которым СПК на 10 лет предоставлена рассрочка погашения задолженности, имеющейся на 1 января 2010 года. Указом предусматривается уменьшение суммы финансовых обязательств сельскохозяйственных организаций, которые подлежат исполнению в 2010 году, на 1,6 трлн. рублей (с 9,3 до 7,7 трлн.). Этот документ принят в целях создания условий для развития сельского хозяйства республики и привлечения инвестиций и направлен на оздоровление экономики производителей сельскохозяйственной продукции.

Но структурные преобразования быстро и безболезненно не происходят. В связи с этим следует создать специальные программы поддержки, чтобы помочь отрасли справиться со структурными шоками. Таким образом правительство смогло бы в более полной мере и, возможно, с меньшими затратами государственного бюджета достичь своих целей в развитии сельского хозяйства.

 

 

Использованная литература:

1.      Указ президента № 92 ”О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций" от 1.01.2010

2.      www.belstat.gov.by

Категория: Выпуск №2 | Добавил: zhelnin24 (04.10.2010)
Просмотров: 789 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Время жизни сайта
Форма входа
Поиск
Наши партнеры
Copyright MyCorp © 2025