Давидович
Вадим Александрович
УО
«Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», экономический факультет, III курс
Научный
руководитель:
Сказецкая
И.А., к.э.н., доцент
На протяжении
целого ряда лет ведутся активные дебаты по поводу убыточности сельского
хозяйства. Получается, что налогоплательщики и другие отрасли вынуждены не по
своей воле поддерживать сельского хозяйства. Хотя аграрный сектор может зарабатывать
на себя сам и свести господдержку к минимуму.
Сельское
хозяйство по уровню господдержки находится в лидерах среди отраслей белорусской
экономики. По оценкам аналитиков Всемирного банка, на долю поддержки сельского
хозяйства приходится значительная часть общих госрасходов в Беларуси. В
2005–2007 годах расходы на сельское хозяйство, удельный вес которых составлял
8–9% общих расходов госбюджета, превышали расходы на национальную оборону и
правоохранительную деятельность, взятые вместе, и были немногим меньше расходов
на здравоохранение.
Аграрный
сектор Беларуси в 2005-2009 годах получил более 21 трлн. руб. прямых и
косвенных субсидий и дотаций. Так, только в 2009 году на эти цели из бюджетов
всех уровней было направлено 4,6 трлн. рублей, или 212 долларов в расчете на 1 га, что на 30% выше уровня
2008 года. Несмотря на такую поддержку, в работе АПК есть значительные
недостатки. Уровень рентабельности по конечному финансовому результату в 2009
году в сельхозорганизациях составил 14,2% против 18,7% в предыдущем, в том
числе от реализации продукции - 4,2% против 6,3% в 2008-м. Вместе с тем
сельхозорганизации по итогам 2009 года должны были обеспечить уровень
рентабельности сельхозпроизводства не ниже 22-25%. Снизилась также чистая прибыль
предприятий сельского хозяйства. Она составила 1,4 трлн. рублей, или 86% к
уровню 2008 года.
Практически
все сельхозорганизации в Республике Беларусь убыточны и не имеют собственных
оборотных средств даже на мелкие расходы. Для исправления ситуации требуется
провести ряд структурных реформ отрасли.
Структура
сельского хозяйства Беларуси состоит из 1600 крупных сельхозпредприятий,
которые обрабатывают 86,3% сельхозугодий. В другой части спектра – более одного
миллиона личных подсобных хозяйств, средний размер которых составляет немногим
менее одного гектара и на долю которых приходится остальная часть
сельскохозяйственных угодий (12,5%). Между ними – около 2000 частных фермерских
хозяйств, которые обрабатывают 1,2% сельхозугодий.
Ставка
государства на крупные аграрные комплексы вполне понятна. Купить современную
высокопроизводительную сельхозтехнику под силу крупному предприятию.
Использовать ее в маленьком хозяйстве просто нерационально. Если разводить
высокопродуктивный скот, то нужно иметь целый штат специалистов, что также не
под силу мелкому хозяйству.
Но с другой
стороны, все эти ОАО будут такими же колхозами, какие существовали в советское
время, только более крупными. И они смогут работать только за счет госбюджета.
На пути вступления РБ в ВТО нам необходимо производить качественную,
экологически чистую с\х продукцию. По данным экспертов Всемирного банка, две
трети бюджетной поддержки сельского хозяйства в Беларуси предоставляется
посредством мер, которые считаются мерами, вызывающими перекосы в торговле.
В рамках ВТО,
в отношении мер господдержки сельхозорганизаций принимаются обязательства по их
сокращению, поскольку они вызывают перекосы в производстве и торговле.
Одним из
выходов в создавшейся ситуации могло бы стать увеличение доли фермерских
хозяйств. Фермерство - это существенное пополнение продовольственного рынка,
новые рабочие места, гарантированная оплата труда, восстановление
неиспользуемых земель. Однако государство не уделяет должного внимания развитию
фермерских хозяйств. Мало того, что поддержка сведена к минимуму, так еще
фермерам приходится сталкиваться с рядом препон. Земля должна получить хозяина,
полноценного собственника с тремя правами: владения, пользования и
распоряжения. И никто не должен вмешиваться в эти права, кроме суда, если это
потребуется. Только тогда мы можем говорить о рентабельности.
В качестве
первоочередных мер необходимо отказаться от тотального государственного
контроля, провести либерализацию цен на ресурсы для сельскохозяйственного
производства и готовую продукцию. Это поможет перераспределить ресурсы в руки
более эффективных производителей, что, в свою очередь, будет иметь
положительный эффект по созданию рабочих мест, и в конечном итоге обеспечит
более привлекательные доходы в сельской местности.
В изданном Указ
президента № 92 ”О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций",
которым СПК на 10 лет предоставлена рассрочка погашения задолженности,
имеющейся на 1 января 2010 года. Указом предусматривается уменьшение суммы
финансовых обязательств сельскохозяйственных организаций, которые подлежат
исполнению в 2010 году, на 1,6 трлн. рублей (с 9,3 до 7,7 трлн.). Этот документ
принят в целях создания условий для развития сельского хозяйства республики и
привлечения инвестиций и направлен на оздоровление экономики производителей
сельскохозяйственной продукции.
Но структурные
преобразования быстро и безболезненно не происходят. В связи с этим следует
создать специальные программы поддержки, чтобы помочь отрасли справиться со структурными
шоками. Таким образом правительство смогло бы в более полной мере и, возможно,
с меньшими затратами государственного бюджета достичь своих целей в развитии сельского
хозяйства.
Использованная литература:
1.
Указ президента № 92 ”О некоторых вопросах сельскохозяйственных
организаций" от 1.01.2010
2.
www.belstat.gov.by
|