Шамро
Юлия Олеговна
УО
«Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», факультет бухгалтерского
учета, II курс
На Агропромышленный
комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу
основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания
жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей
людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость
населения и эффективность всего национального производства. АПК — самый
крупный из основных комплексов в экономике страны. В АПК в настоящее время
занято около 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь
сосредоточено более четверти всех производственных фондов. Около 30% отраслей
народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграрным
сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70% всего
набора производимых в стране предметов потребления.
Анализируя
теперешнее состояние отечественного
агропромышленного комплекса, можно придти к выводу, что на данный момент он
находится в глубоком кризисе, в качестве одной из его главных причин можно
назвать потерю управляемости. Произошло это вследствие быстрого демонтажа
административно-командной системы, за которым не последовало продуманных
мероприятий, направленных на поддержание управляемости агропромышленного
комплекса как единого объекта.
Беларусь
считалась "наименее благоприятной" зоной для сельскохозяйственного
производства в связи со сравнительно бедными почвами и в этой связи являлась
получателем существенных субсидий в последние десятилетия советской эры. Однако
страна сумела использовать эту поддержку для заметного повышения
производительности, в результате чего сформировался агропродовольственный
сектор, который был более продуктивным, чем в среднем по Советскому Союзу. В
период с 1985 по 1990 гг. производительность труда в сельском хозяйстве
возросла примерно на одну треть в сравнении со средними показателями по СССР на
уровне менее 20%. После распада Советского Союза Беларусь начала проводить
аграрные реформы, аналогичные тем, что и в большинстве других стран с
переходной экономикой. Однако впоследствии данный процесс реформирования был
остановлен, в результате чего сохранились ключевые инструменты плановой
экономики, такие как контроль государства над управлением сельскохозяйственными
предприятиями, доведение планов по производственным заданиям, госзакупки и
поставки ресурсов, бюджетные льготные кредиты и субсидии, а также ценовое
регулирование и контроль над зарплатой.
Системное единство управления было утрачено в
результате акционирования большинства предприятий и даже целых отраслей. А
эффективные координирующие структуры, необходимые для налаживания тесных хозяйственных
связей и согласования интересов, сами собой так и не сформировались в недрах
стихийного рынка. В череде бессистемных управленческих реорганизаций
просматривалось лишь стремление устранить некоторые последствия непродуманных
действий.
Одна из причин
медленного распространения положительного опыта и инновационных решений в
сельском хозяйстве заключается в отсутствии системности принимаемых решений,
недоучете возможных положительных результатов от улучшения качества
переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса.
Реформирование
АПК существенно изменило функции специалистов. Соответственно должна претерпеть
преобразования и система переподготовки и повышения квалификации кадров АПК.
Ведущее место в ней должно занять изучение инновационных технологий и
механизмов их реализации на основе бизнес - планирования. Кроме того, по мере
становления и развития рыночных отношений, чрезвычайно важно формировать у
специалистов системное мышление в понимании требований рынка к качеству продукции,
ее ассортименту, упаковке и коммерческим аспектам в ее продвижении. Эти аспекты
деятельности специалистов только начинают формироваться в системе
сельскохозяйственного образования.
Реализация эффективных механизмов
государственного регулирования и саморегулирования территории во многом зависит
от кадров, в первую очередь работающих в районных управлениях сельского
хозяйства, непосредственно в сельхозпредприятиях, крестьянских (фермерских)
хозяйствах, в службе агросервиса, от их умения адаптироваться к инновационно - рыночным
процессам.
В современных
условиях производству необходим специалист широкого профиля — инновационный
менеджер, готовый к организационно-экономической, управленческой,
технологической, внешнеэкономической, финансовой и научно-консультационной
деятельности.
|