Среда, 30.07.2025, 20:03
СНО "Звезды экономики"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Выпуск №1 [7]
Выпуск №2 [18]
Выпуск №3 [10]
Выпуск №4 [7]
Выпуск №5 [20]
Выпуск №6 [8]
Выпуск №7 [18]
EURUS-AGRI 2011
Главная » Статьи » Выпуск №2

НЕОБХОДИМОСТЬ ИННОВАЦИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ АПК

Шамро Юлия Олеговна

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», факультет бухгалтерского учета, II курс

 

На Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяй­ственных комплексов, определяющих условия поддержания жизне­деятельности общества. Значение его не только в обеспечении по­требностей людей в продуктах питания, но в том, что он сущест­венно влияет на занятость населения и эффективность всего на­ционального производства. АПК — самый крупный из основных комплексов в экономике страны. В АПК в настоящее время занято око­ло 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов. Около 30% отраслей народнохозяйст­венного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграр­ным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится при­мерно 70% всего набора производимых в стране предметов по­требления.

Анализируя теперешнее состояние  отечественного агропромышленного комплекса, можно придти к выводу, что на данный момент он находится в глубоком кризисе, в качестве одной из его главных причин можно назвать потерю управляемости. Произошло это вследствие быстрого демонтажа административно-командной системы, за которым не последовало продуманных мероприятий, направленных на поддержание управляемости агропромышленного комплекса как единого объекта.

Беларусь считалась "наименее благоприятной" зоной для сельскохозяйственного производства в связи со сравнительно бедными почвами и в этой связи являлась получателем существенных субсидий в последние десятилетия советской эры. Однако страна сумела использовать эту поддержку для заметного повышения производительности, в результате чего сформировался агропродовольственный сектор, который был более продуктивным, чем в среднем по Советскому Союзу. В период с 1985 по 1990 гг. производительность труда в сельском хозяйстве возросла примерно на одну треть в сравнении со средними показателями по СССР на уровне менее 20%. После распада Советского Союза Беларусь начала проводить аграрные реформы, аналогичные тем, что и в большинстве других стран с переходной экономикой. Однако впоследствии данный процесс реформирования был остановлен, в результате чего сохранились ключевые инструменты плановой экономики, такие как контроль государства над управлением сельскохозяйственными предприятиями, доведение планов по производственным заданиям, госзакупки и поставки ресурсов, бюджетные льготные кредиты и субсидии, а также ценовое регулирование и контроль над зарплатой.

 Системное единство управления было утрачено в результате акционирования большинства предприятий и даже целых отраслей. А эффективные координирующие структуры, необходимые для налаживания тесных хозяйственных связей и согласования интересов, сами собой так и не сформировались в недрах стихийного рынка. В череде бессистемных управленческих реорганизаций просматривалось лишь стремление устранить некоторые последствия непродуманных действий.

Одна из причин медленного распространения положительного опыта и инновационных решений в сельском хозяйстве заключается в отсутствии системности принимаемых решений, недоучете возможных положительных результатов от улучшения качества переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса.

Реформирование АПК существенно изменило функции специалистов. Соответственно должна претерпеть преобразования и система переподготовки и повышения квалификации кадров АПК. Ведущее место в ней должно занять изучение инновационных технологий и механизмов их реализации на основе бизнес - планирования. Кроме того, по мере становления и развития рыночных отношений, чрезвычайно важно формировать у специалистов системное мышление в понимании требований рынка к качеству продукции, ее ассортименту, упаковке и коммерческим аспектам в ее продвижении. Эти аспекты деятельности специалистов только начинают формироваться в системе сельскохозяйственного образования.

 Реализация эффективных механизмов государственного регулирования и саморегулирования территории во многом зависит от кадров, в первую очередь работающих в районных управлениях сельского хозяйства, непосредственно в сельхозпредприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, в службе агросервиса, от их умения адаптироваться к инновационно - рыночным процессам.

В современных условиях производству необходим специалист широкого профиля — инновационный менеджер, готовый к организационно-экономической, управленческой, технологической, внешнеэкономической, финансовой и научно-консультационной деятельности.

Категория: Выпуск №2 | Добавил: zhelnin24 (04.10.2010)
Просмотров: 866 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Время жизни сайта
Форма входа
Поиск
Наши партнеры
Copyright MyCorp © 2025