Всеобщая
декларация прав человека 1948
г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член
общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру
должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных
возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных
ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на
затраченный труд. В нашей стране постоянно проводятся активные преобразования в
социальной жизни общества. Мне как гражданину России
было бы неправильно оставаться в стороне, не быть участником преобразований,
происходящих социальной политике и экономике. Итак, именно разобравшись во всех
аспектах правовых норм, регулирующих этот процесс, и убедившись в реальном их
исполнении на практике можно вести критику или принимать программные документы
государства.
Теперь выделим следующие основные направления социальной защиты и подходы
к их реформированию.
Социальная
защита детей, детства и отрочества должна быть ориентирована на создание
условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в
какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их
здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования,
дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного
развития, реализации своих способностей.
Особое
внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагополучных
семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали
себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им
чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным.
Также целесообразным представляется создание Федерального
попечительского совета детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и
защите детей, находящихся в особо сложных условиях, в том числе оставшихся без
надзора, беспризорных, подвергшихся экономической эксплуатации, страдающих
социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного
иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном
заключении.
Однако
проблемы детей, находящихся в особо сложных условиях, не исчерпывают
многочисленных забот государства обо всех российских детях. Сложное положение
женщин в быту и на производстве, разрушенность семейных связей поколений
привели к практически бесконтрольному и никем ненаправляемому развитию детей, в
том числе со стороны матерей, отцов, бабушек, дедушек, других старших членов
семьи. Практически прекратила играть сколько-нибудь значимую роль в этих
процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С этой целью следует
провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих разноуровневых
нормативно-правовых и программных документов, касающихся проблем детей, выявить
состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.
Необходимо
упорядочить процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, в сферах
образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта и
определить учреждения, где это уместно.
Социальная защита семьи как основополагающей опоры
общества и государства предусматривает
необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна
сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная
на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи,
неотъемлемая часть социальной защиты населения.
Формы и методы социальной защиты человека должны
быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не
унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на
профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных
критических ситуаций.
Сама
система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все
амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике
их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо
причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают
нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и
методами его защиты, он будет вынужден заявлять о претенденстве на социальную
помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.
Решение
проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеизложенные
приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы,
сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих
служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и
иных ответственных структур.
Очевидна
необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению социальными
процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически
отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о
располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических,
инструментальных, институционных, организационных).
Во
многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной
защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Достойные
условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится
в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических
больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной
или межрегиональной потребности.
В
России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных
жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы).
Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с
другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного
пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в
помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.
В
различных территориях России отмечаются разительные отличия в материальном
положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального
изучения и поиска адекватного решения.
Обязательства
государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В
тех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяснить
людям причины и возможные решения проблемы.
В
сфере здравоохранения в 2009 году продолжалась работа, направленная на
совершенствование существующих финансово-экономических механизмов, организационно-правовых
форм и структуры сети здравоохранения с целью повышения доступности и качества
оказываемой медицинской помощи, эффективности управления ресурсами системы
здравоохранения.
Начавшийся финансовый кризис не сказался на размерах затрат на здравоохранение
из бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета ни в 2008, ни
в 2009 годах.
В соответствии с принятым постановлением Правительства Российской
Федерации подушевой норматив финансирования Программы в 2009 году составил в
среднем 7 633,4 рубля, из них: 4059,6 рубля – за счет средств
обязательного медицинского страхования; 3573,8 рубля – за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Вследствие увеличения подушевого норматива дефицит
финансового обеспечения Программы наблюдался в 49 субъектах Российской
Федерации.
По предварительной оценке в 2009 году, как и в предыдущем году,
сохранился высокий темп прироста финансирования Программы за счет средств
федерального бюджета.
В 2009 году была продолжена реализация приоритетного
национального проекта «Здоровье» с объемом бюджетного финансирования за счет
средств федерального бюджета в размере 121 млрд. рублей.
В рамках реализации приоритетного
национального проекта проводилась работа по повышению профессионального уровня
врачей, укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения.
Структура
проекта в 2009 году претерпевала дальнейшие изменения, к уже реализуемым
мероприятиям добавились новые: формирование здорового образа жизни у граждан
Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака,
мероприятия, направленные на снижение заболеваемости и смертности от
туберкулеза.
Безусловно,
реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» оказала
огромное влияние на развитие всей системы здравоохранения, в т.ч., на изменение
показателей состояния здоровья населения, однако большинство его мероприятий
было направлено на улучшение отдельных элементов системы оказания медицинской
помощи.
Так,
реализация мероприятия приоритетного национального проекта «Здоровье» «Родовый
сертификат» оказала значительное воздействие на развитие родовспомогательной и
педиатрической службы, улучшилась материально-техническая база системы оказания
первичной медицинской помощи матерям и детям.
За 4 года реализации указанного
мероприятия в Российской Федерации отмечается устойчивая положительная динамика
снижения материнской и младенческой смертности, за 10 месяцев 2009 года
младенческая смертность снизилась на 8% ниже, чем за аналогичный период 2008
года.
При этом отмечается ежегодный рост финансовых средств на платные медицинские
услуги населению, в том числе
санаторно-оздоровительные услуги, оказываемых медицинскими учреждениями. По оценке, расходы на платные услуги в
системе здравоохранения в 2009 году составят 325,1 млрд. рублей (индекс роста
расходов на платные услуги составит 1,3).
В рамках реализации
приоритетного национального проекта «Образование» в интересах экономики и
социальной сферы осуществлялась перестройка организационной структуры
управления образованием, что
позволило обеспечить многоканальное поступление средств, расширить
самостоятельность образовательных учреждений и повысить качество
образовательных услуг.
По предварительным данным Минобрнауки России, в 2009 году
индекс физического объема платных услуг населению в системе образования (к
предыдущему году) составил 105,5 процента.
Уровень образования населения в возрасте 18-72 лет в расчете
на 1 000 человек составил по высшему образованию – 226 человек, по
среднему и начальному профессиональному образованию – 420 человек, по среднему
(полному) общему образованию 231 человек (в 2008 году эти показатели составляли
соответственно – 224 человек, 409 человек, 243 человек).
Введение ЕГЭ было направлено на совмещение
государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных
испытаний для поступления в образовательные учреждения высшего и среднего
профессионального образования, повышения доступности получения высшего
профессионального образования. В 2009 году, по предварительным данным
Минобрнауки России, удельный вес лиц, принятых в государственные и
муниципальные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального
образования с учетом результатов ЕГЭ, в общей численности принятых составил 90%
и сохранился на уровне 2008 года.
В 2009 году продолжено внедрение новых
образовательных технологий, новых образовательных стандартов, информатизации
образовательного процесса, расширены возможности образовательных учреждений по
использованию Интернет в рамках реализации общеобразовательных программ.
По предварительным данным Минобрнауки
России, процент подготовки кадров в учреждениях начального профессионального
образовании в общей структуре подготовки в учреждениях профессионального
образования вырос с 22,9% в 2008 году до 23,5% в 2009 году, несколько
снизился процент подготовки кадров в учреждениях высшего профессионального
образования с 51,6% в 2008 году до 51% в 2009 году, процент подготовки кадров в
учреждениях среднего профессионального образования в общей структуре подготовки
в учреждениях профессионального образования остался на уровне 2008 года и
составил 25,5 процента.
В целях обеспечения качественной
подготовки специалистов продолжалось создание научно-образовательных (университетских)
комплексов, получила развитие система двухуровневого высшего профессионального
образования.
Проводилась работа по совершенствованию
преподавательского потенциала системы образования, повышения его статуса,
профессионального уровня, качества преподавания, внедрения прогрессивных
механизмов оплаты их труда. Удельный вес преподавателей, прошедших повышение
квалификации и переподготовку, в 2009 году в общей их численности составил 19%
(в 2008 году – 17 процентов).
В 2009 году продолжена
реализация комплексных проектов модернизации образования, основной объем
субсидий из федерального бюджета (84%) направлен субъектами Российской
Федерации на развитие сети образовательных учреждений, укрепление базовых школ,
увеличение доли школьников, обучающихся в современных условиях.
В
целях реализации политики, проводимой в сфере культуры и массовых коммуникаций,
в 2009 году продолжилось решение таких приоритетных задач отрасли, как создание
условий для улучшения доступа граждан России к культурным ценностям,
образованию в сфере культуры и искусства (художественному образованию);
повышение качества и доступности услуг в сфере культуры; обеспечение
сохранности историко-культурного наследия; интеграция России в мировой
культурный процесс; содействие развитию творческих индустрий, в том числе
книгоиздания и средств массовой информации, кинематографии.
В
целях оптимизации сети бюджетных учреждений культуры за счет совершенствования
методов контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств,
обеспечения прозрачности финансовых потоков на 5% повышена эффективность
расходования бюджетных средств, выделяемых в целом на культуру.
В
2009 году продолжено пополнение государственной части Музейного фонда
Российской Федерации. Осуществлялась модернизация библиотек России, включая
муниципальные библиотеки, работа по созданию национальной электронной
библиотеки и формированию Государственного каталога Музейного фонда Российской
Федерации, генерального электронного каталога Российской национальной
библиотеки.
В процессе совершенствования системы
государственной поддержки сферы культуры особенно заметную роль играет институт
грантов Президента Российской Федерации. Определен перечень получателей грантов
Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов ведущих музыкальных
и театральных коллективов и организаций на 2009-2011 годы, высших учебных
заведений, осуществляющих профессиональную подготовку в области театрального
искусства, на 2009-2011 годы.