Среда, 16.07.2025, 07:15
СНО "Звезды экономики"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Выпуск №1 [7]
Выпуск №2 [18]
Выпуск №3 [10]
Выпуск №4 [7]
Выпуск №5 [20]
Выпуск №6 [8]
Выпуск №7 [18]
EURUS-AGRI 2011
Главная » Статьи » Выпуск №1

РЫНОК ТРУДА РФ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Бородай Екатерина

Российский государственный аграрный университет –

МСХА имени К.А. Тимирязева, экономический факультет, II курс

Научный руководитель:

Гайсин Р.С., д.э.н., профессор

 

Российскому рынку труда предстоят кардинальные изменения: спрос и предложение 

Стоит ли готовиться к всеобщему обвалу, схожему с дефолтом десятилетней давности, а значит – и к повальным увольнениям?

Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер заверил, что «апокалипсических картин в духе Америки 29-го года в стране не будет». По мнению преподавателя Академии народного хозяйства Елены Мальковой, первой жертвой станут секретарши и прочий сервисный персонал. Затем очередь дойдёт до «наименее эффективных» и неугодных сотрудников. Ну а если и дальше не снизойдёт «оздоровление», менеджерам среднего и даже высшего звена предложат опуститься на ступеньку пониже, либо укажут на дверь. Хотя, как уверены эксперты, если экономическая ситуация в стране не пойдёт совсем вразнос, вероятнее другой сценарий.

Российскому рынку труда предстоят кардинальные изменения, однако количество увольнений под влиянием кризиса — это даже не самый главный показатель. Несмотря на уверения различных экспертов, статистика показывает, что кадровые бюджеты компаний серьезно сокращаются, меняется и сам подход работодателей к найму персонала. Компании ищут пути снижения издержек всеми способами.

В сентябре и октябре очень существенно упал спрос на топ-менеджеров, финансистов и рекрутеров. Также серьезно пострадали менеджеры по маркетингу и PR, юристы, бухгалтеры. Падение происходит на фоне сокращения этих специалистов в компаниях. О массовых увольнениях говорят многие. Фактически они касаются каждой третьей компании, а в финансовом секторе и сфере недвижимости — каждой второй.

Лучшим индикатором происходящих процессов является динамика спроса и предложения кадров на сайтах по трудоустройству.

В конце сентября произошло резкое падение количества вакансий на всех сайтах. Количество резюме, наоборот, существенно выросло.

В разделах «Бухгалтерский учет и аудит, экономика», «Кадровые службы» и «Финансы и кредит» темп роста резюме намного выше, чем в других.

Общее сокращение персонала и снижение количества вакансий вызывает цепную реакцию: уже становятся не нужны огромные кадровые службы. Каждый третий работодатель говорит о планах изменить политику подбора персонала. В последнее время на эти цели тратилось слишком много средств, часто совершенно не оправданно.

Теперь кадровые бюджеты неуклонно будут сокращаться, а сами компании искать способ снизить расходы. Если раньше они были готовы платить большие деньги за переманивание топ-менеджеров и executive search, то сейчас данная тенденция уже не актуальна: денег на это просто нет, а спрос на самих топов снижается.

В общем-то кризис раскрыл одно из узких мест российского кадрового рынка, а именно — его «перегретость», которая выражается в слишком большом отрыве зарплат топ-менеджеров от общих показателей рынка, а также в преувеличении значимости управленцев на фоне отставания российских фирм в плане производительности труда.

Другая важная тенденция заключается в том, что спрос упал именно на тех сотрудников, которые были переоценены. На многих работников он по-прежнему велик.

Например, статистика показывает, что спрос на водителей или кладовщиков ничуть не снизился и даже вырос, так же как на ряд других рабочих специальностей.

Вместе с тем искать сотрудников на данные позиции сложно: кадровым агентствам не интересны такие вакансии, а многие сайты по трудоустройству позиционируют свои услуги только для высокого сегмента. В результате работодатель тратит на переоцененного специалиста слишком много денег, а операционных работников ищет очень долго.

 

Действия правительства

Минфин РФ в феврале уточнит объем поддержки рынка труда на 2009 год, сообщил вице-премьер РФ, министр финансов Алексей Кудрин. Он напомнил, что в четверг правительство в рамках пакета по поддержке финансового рынка и реального сектора экономики одобрило дополнительное выделение 150 млрд рублей. Таким образом, в целом на эти цели будут выделены 325 млрд рублей. Данные меры, пояснил министр, включают в себя и механизмы по поддержке рынка труда.

Так, из 150 млрд рублей средства будут направлены на увеличение размера пособия по безработице. При этом на увеличение пособий выделенные средства будут расходоваться только в первом квартале будущего года. Затем эта сумма будет уточнена после корректировки бюджета.

Второй мерой по поддержке рынка труда, на которую будут выделены бюджетные средства, Кудрин назвал переподготовку специалистов. В частности, предполагается расширить сеть необходимых обучающих центров и проводить в них работу со специалистами в период временного простоя предприятия.

Кроме того, правительство поддержит местные рынки труда, в которых сложилась наиболее сложная ситуация с безработицей. В этом направлении федеральное правительство будет координироваться с местными администрациями.

 

Перспективы российского рынка труда в условиях мирового финансового кризиса 

Директор Центра трудовых исследований ГУ ВШЭ Владимир Гимпельсон считает, что работодатели, столкнувшись с падением спроса на их продукцию, постараются сократить издержки производства за счёт не увольнений, а урезания зарплат, разного рода льгот и бонусов. И отнюдь не потому, что им жаль своих сотрудников, а из-за законодательных ограничений, «социалистических традиций», административного ресурса, которым не преминут воспользоваться местные начальники, дабы избежать роста социального напряжения на подведомственных территориях.

Похоже, именно этими соображениями руководствуются и федеральные чиновники, ответственные за состояние финансов и экономики.

Нефтедолларовый ливень, обрушившийся на Россию в этом десятилетии, расхолодил и нас, и наше руководство, которое уверовало в то, что российская экономика отныне - «остров стабильности» и что стране никакие финансовые цунами нипочём. Размахнувшись расписать жизнь страны на десятилетия вперёд, оно с крайней неохотой соглашалось выслушивать кризисные сценарии.

Вот и итог такой беспечности: кризис подкрался незаметно, и государственные институты были застигнуты врасплох. Как заметил исполнительный вице-президент РСПП Фёдор Прокопов, оказалось не готовым к таким испытаниям трудовое законодательство, которое принималось в иных, чем сегодня, условиях. Не готова и служба занятости, которая, по его убеждению, совершенно неправильно была распылена по регионам и потому не способна реагировать на вызовы современности в общенациональном масштабе.

Выделяется несколько тенденций, в соответствии с которыми будет меняться рынок.

1. Произойдет сужение рыночного поля за счет усиления госкорпораций. Повысится конкуренция кандидатов.

2. Исчезнут слабые компании в малом и среднем бизнесе. Как следствие, произойдет высвобождение кадров в этом сегменте рынка.

3. Крупные и сильные игроки будут активно скупать новые активы. Начнется высвобождение кадров за счет сокращения оптимизации бизнес-процессов и оргструктур.

4. Отсутствие в стране длинных денег (страховых и пенсионных) будет способствовать развитию спекулятивных (коротких) бизнесов, ориентированных на получение максимальной прибыли "здесь и сейчас", а не планирование "в долгую".

5. В связи с ростом безработицы увеличится социальная нагрузка на государство. Меньшее количество работающих должны будут обслуживать большее количество пенсионеров, что может привести к увеличению налогового бремени на компании и сотрудников. Размеры пенсий и социальных выплат могут быть заморожены, что приведет к ограничению покупательской способности и замедлению выхода из кризиса.

По прогнозам профессиональных рекрутеров, изменение ситуации от рынка кандидата к рынку работодателя будет постоянно нарастать, и к концу 2009 года эти изменения утвердятся окончательно. Стабилизируются заработные платы персонала всех уровней.

Устранится такое явление, как «перегрев» рынка труда: квалификация и доход сотрудников будут приведены в соответствие. Уменьшится дефицит кадров. В условиях дефицита вакансий у соискателей не будет возможности рассматривать одновременно еще два или три предложения. Однако, изменения не будут быстрыми, кандидаты, привыкшие в последние годы диктовать свои условия, будут некоторое время «сопротивляться» изменениям. Со стороны работодателей возрастут требования к квалификации и лояльности кандидатов.

Кандидаты будут повышать уровень профессионализма, чтобы оставаться конкурентоспособными. Труднее будет найти работу студентам и малоопытным сотрудникам, так как за те же деньги работодатели предпочтут приглашать квалифицированных специалистов.

Однако, кризис не решит в полной мере проблему дефицита высококвалифицированных кадров. Ощущение, что на рынке труда появилось много «звезд» высокой квалификации, согласных на меньшую зарплату, чем раньше, будет ошибочным. Процент свободных «жемчужин» на рынке труда увеличится не больше, чем на 10% от докризисной ситуации, и произойдет это отнюдь не во всех отраслях. В компаниях, которые сохраняют работоспособность, кризис усилит необходимость мер по удержанию «звезд».

Профессионалы также отмечают, что в сегодняшних условиях работающие «звезды» стали еще более сложной добычей для хедхантеров, так как кандидаты у которых сейчас всё хорошо, считают слишком рискованным менять место работы в сложившихся обстоятельствах.

Во-первых, зарплата перестала расти, а еще год назад человек не переходил на новое место работы, если его доход увеличивался менее, чем на 20-30%. Сейчас в лучшем случае он получит те же деньги. Сильно сократятся или вообще исчезнут бонусы, соцпакеты будут так же сильно урезаны. В последнее время соцпакет у некоторых категорий работников включал оплату мобильного телефона, бензина, обедов, членство в спортклубе, страховку для самого работника и членов его семьи.

Кризис волнообразно накрывает все сектора экономики. Банковский сектор первым попал под эту волну и на данный момент понес наибольшую потерю. Теряют работу люди, чьи доходы были явно завышены. В сложившейся ситуации кто-то идет работать за меньшие деньги, а кто-то, получив неплохое выходное пособие, пережидает кризис дома. Так же происходит перераспределение работников по отраслям, например, из банковской сферы идут в консалтинг.

Сильно падает спрос на банковских специалистов, юристов, маркетологов, рекламщиков и специалистов из других перегретых отраслей. При этом спрос остается стабильным на такие непопулярные профессии как врачи, инженеры, учителя. Кризис сделал так, что те, кто был в конце списка, оказались на самом верху, возглавили его.

Что касается кадровой политики компаний, то их деятельность можно поделить на три направления.

Первое направление кадровой политики – это активное сокращение персонала. Перед HR-службами стоит задача сокращения 20-30% персонала. Сокращения касаются либо среднего звена, и остается руководитель отдела работать один за весь отдел, либо увольняют дорогих руководителей и оставляют среднее звено, либо сокращают весь отдел (чаще это удел отдела маркетинга, но, например, МДМ-банк сократил весь свой аналитический отдел).

Сейчас компании не задумываются о том, как они буду находить тех людей, которые были в общем-то ценными для компании сотрудниками, но с ними все равно решили расстаться, когда ситуация стабилизируется. Ведь кризис не вечен, и многие специалисты, от которых сейчас активно избавляются, могут понадобиться вновь, но найти их будет уже сложнее.

Другое направление кадровой политики компаний в условиях кризиса, более гуманное: никого не увольняют, а просто останавливают набор новых сотрудников. При этом, если человек добровольно покидает компанию, на его место никого не берут, а его обязанности распределяются между оставшимися членами коллектива.

И последняя тенденция кадровой политики, о которой уже упоминалось выше, это снижение зарплат, урезание бонусов и соцпакетов у работающих сотрудников, как с сокращением рабочего времени, так и с его сохранением. Так же имеют место отправления сотрудников в отпуск без содержания.

Продолжают набирать людей фармацевтический, телекоммуникационный, страховой сектор и торговые сети. Понятно, что даже в кризис люди не перестанут есть, покупать лекарства, говорить по телефону.

Кадровые агентства, как и любое коммерческое предприятие, направлено на зарабатывание денег. Только крупные компании (или небольшие, но богатые, например, юридические конторы) могут позволить искать персонал, пользуясь услугами агентств и выплачивая им комиссию за каждого трудоустроенного работника. Поэтому, кадровые агентства работают, в основном в дорогом сегменте кандидатов, соответственно, те анализы зарплат, которые они делают, касаются именно этого сегмента соискателей и далеки от общей картины на рынке труда.

Сейчас больше всего пострадали агентства, чья деятельность была сфокусирована на какой-то одной индустрии и приносила агентству большую часть дохода. Сильно страдают агентства, чьей специализацией была банковская отрасль. До последнего времени это был действительно выгодный бизнес: много вакансий, высокие зарплаты специалистов. Но фокусироваться на какой-то одной отрасли – это недолгосрочная стратегия, потому что агентство оказывается в полной зависимости от этой отрасли и попадает в кризис вместе с ней.

Следует отметить, что кризис затрагивает не все отрасли сразу, а идет волнообразно. Сначала была затронута финансовая отрасль и те индустрии, которые был с ней связаны напрямую, сейчас кризис переходит постепенно на остальные отрасли. В данной ситуации выигрывают те агентства, чья деятельность равномерно распределена между разными отраслями бизнеса: банки, FMCG, IT и другими. В таком случае удается минимизировать потери: страдает банковская отрасль, зато продолжает развиваться FMCG и убытки агентств минимизируются.

Больше страдают крупные компании и дорогой сегмент. С другой стороны, доля дорогого сегмента невелика, а в условиях кризиса ценность пива будет выше ценности коньяка Hennessy только потому, что оно дешевле, поэтому выбор людей будет на стороне пива.

Компании уже урезают затраты на маркетинг и административные расходы. Это снижение затрат на маркетинг и рекламу, которое мы сейчас наблюдаем, обосновано. Раньше очень много денег тратилось впустую. В отечественной обувной компании в 2005 году рекламный бюджет был 3 миллиона долларов. В итоге все ботинки были распроданы стремительно, магазины стояли пустые, а дилеры, которые заплатили 100% предоплаты за товар получали его не осенью, когда должна приходить новая коллекция, а аккурат к зиме, к распродаже, ибо производство не справлялось с объемом полученных заказов, и все благодаря массированной рекламной кампании, хотя товар прекрасно продавался бы и без нее.

Таким образом, происходит смена неэффективного менеджмента. Сейчас менеджмент будет думать, как оптимально выстраивать бизнес-процессы, улучшать качество товаров и услуг, развивать отношения с клиентами, а не снимать сливки с быстрорастущего рынка.

Что касается маркетологов, то по мнению экспертов примерно 30% останутся на текущем месте работы, остальные буду уволены и начнут переквалифицироваться в другие специальности. В нашей стране нет конкуренции, соответственно маркетинг не нужен, нужны продажи, личные продажи, прямые продажи.

Маркетологов, как правило, набирают успешные компании, чтобы маркетолог объяснил руководству, что компания успешна. В связи с этим, у нас маркетинг направлен не на продажи, а на демагогию, теорию и необоснованную трату денег на рекламу.

В итоге будут востребованы маркетологи, которые смогут решать проблемы конкретного предприятия и продавать свои идеи руководству.

В условиях кризиса будет развиваться директ-маркетинг, причем бумажный, то есть рассылка писем обычной почтой. Электронная рассылка рассылка постепенно теряет свою эффективность ввиду перенасыщения информацией, полученной через интернет. Так же дополнительный толчок в развитии получит интернет-маркетинг, особенно контекстная реклама.

Возможно, начнет расти малый бизнес, ибо уволенным сотрудникам надо будет найти новый источник дохода.

Повлияет ли динамика цен на нефть на рынок труда? Динамика стоимости нефти мало взаимосвязана с сектором реальной экономики. Но стоит заметить, что после победы демократической партии США, политика нового президента Обамы будет сфокусирована на технологическом секторе, что может вызвать стагнацию цен на нефтяном рынке.

Ну и напоследок не стоит забывать, что одно из значений слова "кризис" в переводе с древнегреческого - это "решение" и "возможность". Старт-ап многих компаний был успешен именно в кризисное время, которое дает дополнительные возможности для качественного рывка. Не всем, конечно, а тем, кто их (возможности) смог распознать.

Категория: Выпуск №1 | Добавил: zhelnin24 (17.07.2011)
Просмотров: 2407 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Время жизни сайта
Форма входа
Поиск
Наши партнеры
Copyright MyCorp © 2025