Колина Дарья МОУ СОШ № 3 города Уварово, 10Б Научный руководитель: Фролова Т.И.
В последние
месяцы на первые полосы мировых и российских изданий вышла экономика, что не
удивительно: начался финансовый кризис. Как это не кажется на первый взгляд
парадоксально, порождает он не только опасения, но и надежды. Ведь не
исключено, что изменится экономическая карта, как планеты, так и нашей страны.
У середнячков и даже аутсайдеров появляется шанс выбиться в лидеры.
А как обстоит
дело у нас на Тамбовщине? О том, как развивается и будет развиваться экономика
нашей области, рассказал глава администрации Тамбовщины О.И. Бетин на заседании
областной Думы.
«Говоря в
целом об итогах ушедшего 2008 года, несмотря на сложности четвертого квартала,
экономика Тамбовской области завершила его в «плюсе»», - сообщает О.И Бетин (газета
«Тамбовская жизнь», 24 января 2009 года, №15(24914))
Рост валового
регионального продукта превысил ожидаемый уровень и достиг 10%. В результате
задачу по удвоению валового регионального продукта нам удалось решить не за
десять лет, а за девять, или на год раньше установленного срока. Однако рост
промышленности у нас, к сожалению, оказался немного ниже ожидаемого. Тем не
менее, положение большинства предприятий стабильное. Резкого снижения объемов
производства и значительного сокращения сотрудников на Тамбовщине, в отличие от
некоторых других областей, не зафиксировано. Подъем производства в сельском
хозяйстве в результате рекордного урожая зерновых, сахарной свеклы и других
культур оказался даже выше, чем планировалось, - 19,7%. Выполнены все
обязательства перед социальной сферой и практически решены все задачи, которые
стояли в области строительства и капиталовложений. Уровень газификации доведен
до 80%, было построено и принято в эксплуатацию более 560 тыс. м2.
Такого показателя не было даже в 1984 году, пикового по вводу жилья (см.
таблицу 1).  По соотношению
доходов к прожиточному минимуму область занимает четвертое место среди регионов
Центрального федерального округа после Москвы, Московской и Белгородской
областей (см. таблицу 2) и 37-е место – по уровню доходов в целом по Российской
Федерации.

Глобальный
финансовый кризис, переросший в кризис экономический, весьма чувствительно
затронул российскую экономику. «Мы не только испытали последствия паралича
мировой финансовой системы, массового оттока иностранного капитала с
внутреннего российского рынка, но и столкнулись с резким падением спроса и цен
на основные отечественные экспортные товары – металлы, энергоресурсы,
химическую продукцию, другие виды товаров. Естественно, это отразилось на
базовых отраслях промышленности нашей области, которые работают, образно
говоря, «на среднем пределе» - по заказам компаний, выпускающих конечную
продукцию. В связи с этим кризис для нас может иметь специфический и более
затяжной характер», - сообщает глава администрации Тамбовской области О.И.
Бетин.
Правительством
создана система оперативного реагирования на развитие событий. С учетом ее
действий проводится корректировка принятой программы антикризисных мер. В
результате их реализации осуществляется комплекс мер по поддержке сельского
хозяйства, сельхозмашиностроения, автопрома и других отраслей экономики.
Согласован специальный список системообразующих предприятий федерального
уровня, которым планируется уделять особое внимание.
Для координации
всей этой деятельности в регионах по поручению председателя Правительства РФ В.
Путина на совещании с главами субъектов Федерации в декабре 2008 года в нашей
области создан антикризисный штаб, который работает в режиме ежедневного
мониторинга текущей обстановки. Принят «План мероприятий администрации области,
исполнительных органов государственной власти области по обеспечению стабильной
ситуации в финансовой, экономической и социальной сферах».
В результате
совместной работы по его реализации восстановлено доверие населения к
банковской системе области. Так, если в октябре вкладчики забрали из банков 540
млн. рублей, то в ноябре отток средств был сокращен, а в декабре сумма вкладов
выросла на 500 млн. рублей.
Сегодня угроза
банковской системе отступила. На первый план выходит задача, которой наша
область предметно не занималась, - повышение эффективности бюджетных расходов,
сохранение в условиях сокращения доходов бюджетной сбалансированности.
По закону
области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011
годов», принятый в ноябре 2008 года, формировался в условиях стабильного
экономического роста без учета кризисных явлений. В нынешних условиях
функционирования экономики параметры бюджета не реальны.
По
согласованным с Министром финансов РФ оценкам, общая сумма сокращения расходов
консолидированного бюджета составит почти 4 млрд. рублей. Поэтому,
первоочередная задача состоит в том, чтобы сделать и областной, и муниципальный
бюджеты реальными, ограничить расходы с учетом возникших обстоятельств.
Для этого с
целью ограничения расходов на текущий период до корректировки бюджета ещё в
декабре было принято решение о кассовом исполнении только первоочередных
расходов, связанных с выплатой зарплат, осуществлением коммунальных и социальных
платежей, обслуживанием государственного долга. По остальным расходам, в
соответствии с рекомендацией Министра финансов РФ, лимиты бюджетных
обязательств будут доведены с учетом итогов первого квартала текущего года.
О.И. Бетин
также заметил, что наша область должна строго руководствоваться незыблемыми
принципами преемственности и социальной направленности бюджетной политики. То
есть учесть переходящие обязательства с 2008 года, а также сохранить социальные
достижения, адресность и доступность бюджетных платежей. Это не простая задача,
поскольку только объем социально значимых расходов за 2008 год составил 13,8
млрд. рублей.
В текущем
году, как показывают расчеты, эти расходы потребуется увеличить. В конце
прошлого года повышены нормативы социальных выплат отдельным категориям
населения, затраты на питание в стационарных учреждениях. Значительно выросли
нормативы обеспечения обязательного медицинского страхования и прямые выплаты
за коммунальные услуги бюджетных организаций. Кроме того, расширена категория
граждан, имеющих право на получение субсидий. Начиная с января 2008 года для
граждан, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума,
стандарт максимально допустимой доли собственных доходов на оплату жилищно-коммунальных
услуг в совокупном доходе семьи снижен с 22 до 15 %. С учетом нынешней
обстановки можно предположить, что объем таких выплат значительно вырастет. В
прошлом году в области субсидией пользовались более 33 тысяч семей, или 7,4 %
от их общего количества. Все это потребует строгого учета и дополнительных
бюджетных расходов.
Также
необходимо реализовать комплекс мер по увеличению минимального размера оплаты
труда до 4330 рублей и введению, согласно закону области, с апреля текущего
года в областных учреждениях здравоохранения, культуры и социальной сферы
отраслевой системы оплаты труда, признанной стимулировать качественный труд
работников этих отраслей.
Еще одна
важная тема в сегодняшней ситуации – обострение отношений на рынке труда.
Положительные тенденции – снижение безработицы, рост вакансий, сокращение числа
обращений граждан в центры занятости, которые были устойчивыми до последнего
времени, - в ноябре-декабре 2008 года изменились в худшую сторону. В результате
спрос на вакансии стал расти (см. диаграмму 1). 
Казалось ба
изменения не столь значительные, востребованность на рабочие места в декабре не
поднялись на уровень даже начала 2008 года, когда обстановка оценивалась
стабильной. Но, тем не менее, среди тамбовчан в ожидании развития кризисных
явлений возникли напряжение, ожидание негативного сценария развития ситуации.
Эти настроения еще больше усилились, когда на ряде предприятий было объявлено
об увольнении работников. Некоторые собственники и руководители предприятий
принимали такие решения поспешно, а иногда и непродуманно, без надлежащего
информирования трудовых коллективов. Мол, кризис все спишет. В итоге ситуация
стала обрастать различными слухами, вынудила работников обращаться за
поддержкой в органы власти.
По всем
обращениям граждан и уведомлениям службы занятости о предстоящих увольнениях
администрацией области, ее подразделениями совместно с профсоюзами,
прокуратурой и трудовыми коллективами был проведен анализ состояния дел и
обоснованности планируемых увольнений. Результаты были преданы гласности.
Отмечено, что на большинстве предприятий руководство отказалось от своих
первоначальных намерений, разработало мероприятия по сохранению рабочих мест.
Там, где
положение объективно усложнилось, была применена как временная и вынужденная
мера – неполная занятость. Часть работников предприятий были переведены на
сокращенную рабочую неделю. В вынужденные отпуска были отправлены работники
некоторых заводов.
Консервировать
такую ситуацию на долгий срок невозможно. Поэтому в результате оперативно
принятых мер восстановлена полная занятость и наращиваются объемы производства
на предприятиях.
Большая роль в
сохранении и создании новых рабочих мест отводится малому и среднему
предпринимательству. Только по статистике в области в сфере малого бизнеса
занято более 40 тыс. человек и почти 25 тысяч человек занимаются индивидуальной
предпринимательской деятельностью.
Для развития
этого сектора на всех уровнях власти принимают действенные меры. Главное –
обеспечить исполнение всего намеченного. Принят областной закон о снижении
ставки единого налога, взимаемого при упрощенной системе налогообложения, - с
15 до 5 % за счет региональной части бюджета. Только данная мера, по оценкам
специалистов, может снизить налоговую нагрузку примерно в три раза и дополнительно
высвободить более 300 млн. рублей для развития бизнеса и создания новых рабочих
мест.
Необходимо
также обеспечить возможность беспрепятственного участия субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации
областных и муниципальных заказов.
«В сегодняшних
условиях государственная поддержка заключается не в том, чтобы обеспечивать
прежние прибыли предпринимательскому сектору, а сохранить жизнеспособность
предприятий, трудовых коллективов, создать условия для эффективного развития
после выхода из кризиса», - подчеркивает О. И. Бетин.
И, наконец,
предусмотрены специальные меры по оказанию помощи гражданам, попавшим в трудную
жизненную ситуацию из-за потери работы или снижения доходов. Речь идет о
создании необходимых условий по учету и выдаче повышенного пособия по
безработице, установленного Правительством РФ, в сочетании с общественными и
так называемыми «вахтовыми» работами. На это будут сориентированы
дополнительные средства областного бюджета, а также принятые областные
социальные программы, программы занятости включая обучение и переподготовку
кадров, предоставление возможности досрочного оформления пенсии по старости.
Только на зарплату за выполнение общественных работ из бюджетов всех уровней
предполагается выделить более 100 млн. рублей.
Сегодня можно
сказать, что самые неотложные решения приняты. На федеральном и региональном
уровнях создана архитектура антикризисного управления, которая включает в себя
специальные законодательные акты, систему мониторинга ситуации, органы
управления и антикризисного реагирования.
Теперь нужно
сделать все, чтобы эти меры сработали, позволили не допустить падения уровня
жизни граждан и массовой безработицы, обеспечили устойчивое функционирование
финансовой сферы и экономики.
В случае
необходимости будут предприняты дополнительные шаги, в том числе по отдельным
предприятиям, требующим особого внимания со стороны органов власти.
|