Суббота, 01.11.2025, 03:19
СНО "Звезды экономики"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Выпуск №1 [7]
Выпуск №2 [18]
Выпуск №3 [10]
Выпуск №4 [7]
Выпуск №5 [20]
Выпуск №6 [8]
Выпуск №7 [18]
EURUS-AGRI 2011
Главная » Статьи » Выпуск №7

Качалова Анна: "ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ"

Качалова Анна

Ученица 9 класса ГБОУ СОШ №240 с углубленным изучением экономики

г. Москва

Научный руководитель:

старший преподаватель, Еремеева О.А.


В настоящее время в России идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятий малого бизнеса. Малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является такой формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель работает в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности.

Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались как результат стремления людей открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями. Малые предприятия  внедряют новые товары,  занимаются сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.

Что же такое малый бизнес? 

Так, согласно Закону РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; 

в оптовой торговле - 50; 

в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30; 

в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В других источниках под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, критериях. К таким критериям относятся: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).

В настоящее время  обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности, с точки зрения  предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода.

Создание малых предприятий  экономически выгодно, так как способствует:

 - созданию новых рабочих мест;

- внедрению новых товаров и услуг  (В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений).

- удовлетворению нужд крупных предприятий;

- обеспечению специализированными товарами и услугами;

            В процессе своего развития малый и средний бизнес прошел несколько этапов:

Первый этап. Зарождение предпринимательства XVI  век.

Второй этап. «Золотой век» предпринимательства - в XIX - начало X вв.

Третий этап. Октябрь 1917 - начало 1920 –х гг.

Четвертый этап. 1921 – 1928 гг. - Новая экономическая политика (НЭП).

Пятый этап. Конец 1920 - второй половины 80-х гг.

В послеперестроечное время развития малого бизнеса в нашей стране выделяют три периода:

1. Период интенсивного становления предпринимательства (1990-1995гг.).

2. Период структурного оформления (1996-1998 гг.);

3. Период цивилизованной модернизации(с 1998 года по настоящее время)

В настоящее время, по данным официальной статистики, в России сегодня зарегистрировано 242677 малых предприятий, в которых работают более 7 млн. человек, что составляет 5% от общей численности населения. Но если сравнивать с развитыми странами, то показатели России довольно-таки малы: там на тысячу человек населения приходится 40-60 малых предприятий, а у нас - всего 7. И доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50-60%, а вовсе не 14, как в России.

Мы видим, что количество малых предприятий невелико, и занимаются им всего 10% работающего населения.  Это говорит о том, что есть ряд причин, которые сдерживают быстрое развитие предпринимательства.

Рассмотрим основные факторы, которые сдерживают рост малого бизнеса в России.

Во-первых, это чисто технические проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором справок и другими административными барьерами.

Во-вторых, нормальное развитие малого бизнеса сдерживает слабая материально-техническая и информационная база: нехватка  помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной информации, государственного участия в программах поддержки малого бизнеса.

В-третьих, серьезное влияние на малый бизнес оказывают финансовые проблемы, связанные с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов, ведением двойной бухгалтерии.

В-четвертых, это проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота капитала. Основную роль в финансовой поддержке предпринимательства призвана сыграть налоговая политика. Система налогообложения должна стимулировать повышение технического уровня предприятий. В регионах с избыточными трудовыми ресурсами целесообразно стимулировать налоговыми льготами развитие предпринимательства, поглощающего свободную рабочую силу. Из-за несовершенства налоговой политики следует то, что наиболее работоспособная деловая часть идет в основном в теневой оборот. По некоторым оценкам, эффективные предприниматели, как правило, 90% оборота держат «в тени».

Другими словами, старт собственного дела всегда сопровождается сложностями. Чаще всего начинающему предпринимателю не хватает финансовых средств, знаний и опыта.

Малое предпринимательство в России не может сформироваться и окрепнуть без всемерной государственной поддержки.  Определенная система поддержки малого бизнеса складывается и в нашей стране.

Для того, чтобы малый и средний бизнес успешно развивался, необходимо, чтобы государство оказывало ему содействие по следующим направлениям:

·  финансовая поддержка (обеспечение льготного кредитования малых предприятий, субсидии, налоговые льготы и т.д.). Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий, прежде всего на цели научно-технического развития.;

·  материально-техническая поддержка (предоставление в аренду площадей и оборудования для малого бизнеса, создание технопарков и так далее). Во многих регионах Российской Федерации строятся бизнес-центры, которые ориентированы на предприятия малого бизнеса, где предприниматели смогут не только снять помещение по выгодной арендной ставке, но и получить все необходимые условия для успешной работы.;

·   консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг);создание бизнес-инкубаторов (Главное их назначение  состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «выращивания» малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) на льготных условиях) ;

·   создание рыночной инфраструктуры (специализированных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.). Важным инструментом государственной поддержки малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Это позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта.

Но нужно знать, что программа поддержки малого бизнеса имеет несколько приоритетных направлений. Это инновации; малый бизнес в системе ЖКХ, в основном транспорт и строительство; малый бизнес в производстве; бытовое обслуживание населения; молодежное предпринимательство; социальный малый бизнес.

Выступая на Санкт-Петербургском экономическом Форуме в 2012 году, Президент России Владимир Владимирович Путин ключевым вопросом государственной политики на современном этапе определил необходимость создания благоприятного конкурентного инвестиционного климата, поставив задачу вхождения нашей страны к концу текущего десятилетия в двадцатку стран мира с наиболее комфортной деловой средой.

Это требует уже сегодня необходимости оперативного решения проблем предпринимателей.

В настоящее время в целях  обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений и законов, которые создали нормативно-правовую базу для развития предпринимательства. Они определили приоритетные направления развития малого бизнеса и предусматривают помощь в области финансирования и кредитования, а также установление налоговых льгот для субъектов малого бизнеса. Федеральный закон «О государственной поддержке малого бизнеса» направлен на координацию деятельности органов федеральной исполнительной власти в области поддержки малого предпринимательства. 


ПРИЛОЖЕНИЕ




Список использованной литературы

  1. Малое и среднее предпринимательство Московской области. Правительство Московской области, Министерство экономики Московской области. Авторский коллектив под руководством министра экономики Правительства Московской области Б.В.Крымова. – Москва, 2009.
  2. Малый бизнес Москвы 1987-2007. Сборник. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при мэре и Правительстве Москвы. - Москва, Асмо-Пресс, 2007.
  3. Маюнова Н., Алексеева А., Терещенко О., Чувиляев П. Путеводитель для малого бизнеса.- Москва, 2011
  4. Москва - малому бизнесу. Программа при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. Информационное издание. - Москва, Московский центр развития предпринимательства, 2011.
  5. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012 год.- Москва, Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, 2012
  6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» принят ГД ФС РФ 06.07.2007.
  7. ЭкспоВедомости, Журнал Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, № 5-6, 2012.
  8. «Экспертный союз», журнал, «Малый и средний бизнес: состояние, проблемы, перспективы», 2011 г,
  9. http://smb.gov.ru/program/program_rf/ - Федеральный портал малого и среднего предпринимательства.
  10. www.mbm.ru - сайт «Малый бизнес Москвы»
  11. http://www.gks.ru – Госкомстат РФ
  12. http://www.kremlin.ru – президент России
  13. http://www.opora.ru – объединение предпринимателей
  14. http://www.m-economy.ru/ - электронный журнал «Проблемы современной экономики»

Категория: Выпуск №7 | Добавил: alexander-lizhin (20.04.2013)
Просмотров: 2051 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Время жизни сайта
Форма входа
Поиск
Наши партнеры
Copyright MyCorp © 2025