Чернецова Валерия Константиновна Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева, экономический факультет, 1 курс, 101 группа Научный руководитель: ст. преподаватель, Хамидова Л.Л.
Первые
сведения о системе образования России относятся к XV веку, когда была
зафиксирована система обучения грамотности священнослужителей. Что касается
системы высшего образования, то в России потребность в ней была удовлетворена
раньше создания системы массового начального и среднего образования. Первым
высшим учебным заведением России стала киевская академия, основанная в начале
XVII века. Далеев 1687 году в Москве была организована Славяно-греко-латинская
академия, которую окончили Л. Ф. Магницкий, В. К. Тредиаковский и М. В.
Ломоносов. Развитие науки, техники, мореплавания на рубеже XVII-XVIII веков
приводит к повышенному спросу на специалистов с высшим образованием. В 1724
году в Петербурге была создана Академия наук, при которой открывается
Академический университет (ныне Санкт-Петербургский государственный
университет) и гимназия. В становлении Российского высшего образования сыграл
роль Михаил Ломоносов, которому в 1758 году было поручено «смотрение» за
Академией наук. Он разработал оригинальный учебный план, в котором на первом
году обучения «для того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог
видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет» предусматривалось
обязательное посещение всех лекций, на втором - посещение только специальных
циклов, а на третьем - прикрепление студентов к отдельным профессорам для
«упражнения в одной науке». Стараниями Михаила Ломоносова в 1755 году был
учреждён Московский университет. Среди первых профессоров которого были ученики
Ломоносова.
К
концу XX века система высшего образованияРоссии включала около 1000 высших
учебных заведений, из них 590 - государственных. В негосударственном секторе за
период с 1990 по 2000 годпоявилось около 400 вузов (40% от общего числа),
вкоторых обучается около 8% от общего числа студентов. Все государственные учебные
заведения Россииимеют отраслевую принадлежность. При этом околополовины из них
относятся к ведению Министерства образования, а остальные к отраслевым министерствам
—здравоохранения, обороны, транспортаи т.п.
Высшее
образование в России существует уже достаточно давно. И оно всегда было, есть и
будет актуальным, потому что экономика и модернизация любой страны зависит от
качества образования в ней. Никакая модернизация общества невозможна без
квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без овладения знаниями и
без качественного образования людей, являющихся, в свою очередь, источниками
обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста страны.В связи с
этим ключевая роль отводится высшему профессиональному образованию (ВПО) –
высшей ступени образовательной системы, обеспечивающей гарантии личности в
получении высшего образования и квалификации в избранной области
профессиональной деятельности. Учреждения указанной сферы образования принято
называть высшими учебными образовательными учреждениями (вузами), существующими
в таких формах, как университет, академия, институт и др.
Нет
надобности доказывать, что устойчивость функционирования вузов, развитие
высшего образования и повышение качества подготовки высококвалифицированных
кадров во многом зависят от обеспечения своевременного финансирования расходов
на вышеуказанные цели. Поскольку развитие сферы высшего образования
рассматривается в качестве общегосударственной задачи, она финансируется в
основном из федерального бюджета РФ.  Из
таблицы видно, что доля финансирования расходов на высшее образование в общем объеме
расходов федерального бюджета несколько увеличилась – до 3,3% в 2009 г., т.е.
рост за шесть лет составил всего лишь 0,9%.
Уровень
качества подготовки специалистов за последние 20 лет в России резко снизился, о
чём говорят, например, следующие факты. В журнале «TheTimesEducation»
опубликован сводный рейтинг 400 вузов мира за 2011 – 2012 гг., составленный с
помощью специально разработанной оценки в баллах. Согласно этому рейтингу, еще
недавно входивший в число 50 лучших вузов мира, Московский государственный
университет им. М.В. Ломоносова попал в группу тех вузов, которые делят места с
276 по 300-е. Санкт-Петербургский государственный университет, следовавший за
МГУ, и вовсе оказался среди замыкающих список (351 – 400-е место).
Одна
из главных причин резкого снижения качества высшего образования в современной
России – это организация деятельности госвузовна коммерческих началах и нарастающая
тенденция увеличения в них приема контингента на платной (договорной) основе за
счет сокращения приема на бесплатной (бюджетной) основе обучения.а. Так, в 2006
г. в целом по стране их стало меньше на 4%, а в 2007 г.– на 10%. По итогам 2006
г. число бесплатно обучающихся студентов на 1 тысячу человек населения в России
составило 179; по этому показателю ее обогнали Канада (299), Австрия (227),
Бельгия (224), Финляндия (220), Испания (187).
Новый
министр образования и науки РФ Д. Ливанов уже высказался за дальнейшее
сокращение бюджетных мест в госвузах страны и за принципиальный отказ от
бесплатного высшего образования. Эту позицию он обозначил следующим образом:
«Как только мы уйдем от всеобщего бесплатного высшего образования, появятся
механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры. Например,
образовательный кредит. Если хорошее образование будет стоить дорого и человек
вынужден за него платить, он сможет взять кредит, а будущий работодатель в
обмен на обязательства погасит его».
Такой
подход министра к реформе высшего образования в современной России, где треть
населения живет за чертой бедности, ставит крест на доступности бесплатного
высшего образования для многих талантливых и одаренных детей из малоимущих
семей, которые в дальнейшем будут улучшать и модернизировать нашу страну. Нельзя
также согласиться с мнением министра о привлечении образовательного кредита как
одного из механизмов для замены бесплатного высшего образования на платную
форму обучения, поскольку в силу существующего в стране большого социального
неравенства использование такого кредита практически невозможно. Кроме того, на
фоне развертывающейся второй волны экономического и финансового кризиса
выделение банками и работодателями образовательного кредита студентам связано с
большим риском и становится для них невыгодным. К тому же фактически нарушается
требование Конституции РФ (ст. 43) о том, что «каждый вправе на конкурсной
основе бесплатно получить высшее образование в государственном или
муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».
В
результате можно сказать что средств, которые выделяются на образование не
хватает, потому что бюджетные места в ВУЗах сокращаются, стипендии у студентов
просто мизерные, заработная плата преподавателей тоже очень мала. Следовательно
она не дает им большого стимула и интереса в обучении и подготовки хороших кадров.
Сегодня
во всех сферах общественной жизни страны, включая и сферу высшего образования,
очень остро стоит вопрос усиления государственного финансового контроля за
расходованием бюджетных средств. Ведь не секрет, что в отдельных госвузах из-за
слабого, неэффективного, а порой и формального характера государственного
внутреннего и внешнего финансового контроля на уровне Министерства образования
и науки имеют место низкая бюджетная дисциплина, растраты, хищения, нецелевое
использование бюджетных средств, сохраняются факты коррупции, взяточничества и
т.д.
Был
проведен ряд попыток по улучшению качества образования. Но каждое нововведение
было заимствовано и переделано немного на другой лад у других стран, в основном
у США. Например, введение Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). По моему
мнению, ЕГЭ имеет ряд преимуществ, но к сожалению имеет также ряд недостатков.
Одним из них является то, что коррупция и взяточничество поднялись на
качественно новый уровень. Сомнительным нововведением в сфере высшего
образования является переход к организации учебного процесса в госвузах в
соответствии с Болонской системой (БС). Госвузы РФ перешли на двухступенчатую
основу обучения «бакалавр плюс магистр». Цель такого нововведения – это унификация
высшего образования и признание дипломов российских вузов на европейском пространстве.
Хотя серьезных поводов к принятию БС в России не было, поскольку наши школьники
постоянно занимали первые места в физико-математических олимпиадах, а
специалистов, подготовленных в наших вузах, в частности инженеров и физиков,
охотно брали на работу за рубежом, т.е. высоко ценили, несмотря на
неконвертируемость их дипломов.
В
свете реализации нового этапа реформы высшего образования потребовалась разработка
новой модели финансирования его расходов, адекватной сегодняшним задачам.
Заслуживает внимания система ГИФО (Государственные именные финансовые
обязательства), используемая при планировании и финансировании расходов по
госвузам и являющаяся составной частью новой модели финансирования расходов на
высшее образование страны. Эта система именуется «переходом к нормативно-подушевому
финансированию вузов». Она будет применяться с июня 2013 г.В сущности, в
будущем ГИФО надо рассматривать как обязательство государства по финансированию
получения среднего и высшего профессионального образования выпускниками средней
школы в зависимости от результатов Единого государственного экзамена.
Выпускники
школ, сдавшие ЕГЭ и получившие свидетельства с оценками и ГИФО, направляют свои
заявления в те вузы, где они хотят обучаться, зная заранее предъявляемые
требования и цену (стоимость) обучения, соответственно зная, сколько им
придется доплачивать, если они не попадут в число тех, которые будут обучаться
только за ГИФО. Если они попадают в число обучающихся только за ГИФО или их
устраивает размер доплаты, то они подтверждают свое обучение в данном вузе.
Если же, скажем, абитуриент не попал в число лучших, а размер доплаты для него
велик, он дает согласие на обучение в вузе, где стоимость обучения ниже.
В
отличие от других образовательных нововведений, таких как ЕГЭ, Болонская
система, где реформаторы усиленно ссылаются на лучшие западные образцы, ГИФО —
это наше, родное, российское.В целом, как предполагается, переход на систему
ГИФО позволит повысить и качество обучения за счет развития конкуренции между
вузами, и территориальную и социальную мобильность молодежи, а также, в
конечном итоге, снизить нагрузку на бюджеты многих семей по оплате обучения их
детей в вузах.
Подводя
итог, я хочу сказать, что финансирование и развитие высшего образования сильно
связано с экономикой любой страны, поэтому имеет для нее очень важное значение,
потому что именно ВУЗ готовит специалистов, которые должны поддерживать
экономику и развивать ее. К сожалению, в последнее время многие выпускники не
могут устроиться работать по специальности по ряду причин, например, спрос на
рынке труда на эту специальность очень мал, заработная плата слишком маленькая
и т.д. В результате по полученной специальности в течение года после выпуска
устраивается только 30-40% выпускников ВУЗов. И это также является одной из
проблем экономики, которая должна решаться вместе с проблемами финансирования
высших учебных заведений.
Список
литературы:
1.
Калашникова,
О.В. Финансирование высшего образования в условиях перехода к инновационной экономике: автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук / О.В. Калашникова. – Иваново, 2011. – 26 с.
2.
Аветисян,
И.А. Финансирование расходов на высшее образование в Российской Федерации и
направления его совершенствования / И.А. Аветисян // Экономические и социальные
перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2007.
– Вып. 39. – С. 12-27.
3.
Конституция
Российской Федерации. – М.: Объединенная редакция МВД России, 1998. – 62 с.
4.
Аветисян,
И.А. Вопросы государственного регулирования процессов распределения и
использования доходов в современной России / И.А. Аветисян // Экономические и
социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2009.
– Вып. 1 (5). – С. 107-121.
5.
Свищева,
В.А. Государственные и муниципальные финансы / В.А. Свищева. – М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 464 с.
|