Пятница, 18.07.2025, 20:47
СНО "Звезды экономики"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Выпуск №1 [7]
Выпуск №2 [18]
Выпуск №3 [10]
Выпуск №4 [7]
Выпуск №5 [20]
Выпуск №6 [8]
Выпуск №7 [18]
EURUS-AGRI 2011
Главная » Статьи » Выпуск №7

Чернецова В.К.: "ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ"

Чернецова Валерия Константиновна

Российский государственный аграрный университет –

МСХА имени К.А. Тимирязева, экономический факультет, 1 курс, 101 группа

Научный руководитель:

ст. преподаватель, Хамидова Л.Л.


Первые сведения о системе образования России относятся к XV веку, когда была зафиксирована система обучения грамотности священнослужителей. Что касается системы высшего образования, то в России потребность в ней была удовлетворена раньше создания системы массового начального и среднего образования. Первым высшим учебным заведением России стала киевская академия, основанная в начале XVII века. Далеев 1687 году в Москве была организована Славяно-греко-латинская академия, которую окончили Л. Ф. Магницкий, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. Развитие науки, техники, мореплавания на рубеже XVII-XVIII веков приводит к повышенному спросу на специалистов с высшим образованием. В 1724 году в Петербурге была создана Академия наук, при которой открывается Академический университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) и гимназия. В становлении Российского высшего образования сыграл роль Михаил Ломоносов, которому в 1758 году было поручено «смотрение» за Академией наук. Он разработал оригинальный учебный план, в котором на первом году обучения «для того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет» предусматривалось обязательное посещение всех лекций, на втором - посещение только специальных циклов, а на третьем - прикрепление студентов к отдельным профессорам для «упражнения в одной науке». Стараниями Михаила Ломоносова в 1755 году был учреждён Московский университет. Среди первых профессоров которого были ученики Ломоносова.

К концу XX века система высшего образованияРоссии включала около 1000 высших учебных заведений, из них 590 - государственных. В негосударственном секторе за период с 1990 по 2000 годпоявилось около 400 вузов (40% от общего числа), вкоторых обучается около 8% от общего числа студентов. Все государственные учебные заведения Россииимеют отраслевую принадлежность. При этом околополовины из них относятся к ведению Министерства образования, а остальные к отраслевым министерствам —здравоохранения, обороны, транспортаи т.п.

Высшее образование в России существует уже достаточно давно. И оно всегда было, есть и будет актуальным, потому что экономика и модернизация любой страны зависит от качества образования в ней. Никакая модернизация общества невозможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без овладения знаниями и без качественного образования людей, являющихся, в свою очередь, источниками обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста страны.В связи с этим ключевая роль отводится высшему профессиональному образованию (ВПО) – высшей ступени образовательной системы, обеспечивающей гарантии личности в получении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности. Учреждения указанной сферы образования принято называть высшими учебными образовательными учреждениями (вузами), существующими в таких формах, как университет, академия, институт и др.

Нет надобности доказывать, что устойчивость функционирования вузов, развитие высшего образования и повышение качества подготовки высококвалифицированных кадров во многом зависят от обеспечения своевременного финансирования расходов на вышеуказанные цели. Поскольку развитие сферы высшего образования рассматривается в качестве общегосударственной задачи, она финансируется в основном из федерального бюджета РФ.

 

Из таблицы видно, что доля финансирования расходов на высшее образование в общем объеме расходов федерального бюджета несколько увеличилась – до 3,3% в 2009 г., т.е. рост за шесть лет составил всего лишь 0,9%.

Уровень качества подготовки специалистов за последние 20 лет в России резко снизился, о чём говорят, например, следующие факты. В журнале «TheTimesEducation» опубликован сводный рейтинг 400 вузов мира за 2011 – 2012 гг., составленный с помощью специально разработанной оценки в баллах. Согласно этому рейтингу, еще недавно входивший в число 50 лучших вузов мира, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова попал в группу тех вузов, которые делят места с 276 по 300-е. Санкт-Петербургский государственный университет, следовавший за МГУ, и вовсе оказался среди замыкающих список (351 – 400-е место).

Одна из главных причин резкого снижения качества высшего образования в современной России – это организация деятельности госвузовна коммерческих началах и нарастающая тенденция увеличения в них приема контингента на платной (договорной) основе за счет сокращения приема на бесплатной (бюджетной) основе обучения.а. Так, в 2006 г. в целом по стране их стало меньше на 4%, а в 2007 г.– на 10%. По итогам 2006 г. число бесплатно обучающихся студентов на 1 тысячу человек населения в России составило 179; по этому показателю ее обогнали Канада (299), Австрия (227), Бельгия (224), Финляндия (220), Испания (187).

Новый министр образования и науки РФ Д. Ливанов уже высказался за дальнейшее сокращение бюджетных мест в госвузах страны и за принципиальный отказ от бесплатного высшего образования. Эту позицию он обозначил следующим образом: «Как только мы уйдем от всеобщего бесплатного высшего образования, появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры. Например, образовательный кредит. Если хорошее образование будет стоить дорого и человек вынужден за него платить, он сможет взять кредит, а будущий работодатель в обмен на обязательства погасит его».

Такой подход министра к реформе высшего образования в современной России, где треть населения живет за чертой бедности, ставит крест на доступности бесплатного высшего образования для многих талантливых и одаренных детей из малоимущих семей, которые в дальнейшем будут улучшать и модернизировать нашу страну. Нельзя также согласиться с мнением министра о привлечении образовательного кредита как одного из механизмов для замены бесплатного высшего образования на платную форму обучения, поскольку в силу существующего в стране большого социального неравенства использование такого кредита практически невозможно. Кроме того, на фоне развертывающейся второй волны экономического и финансового кризиса выделение банками и работодателями образовательного кредита студентам связано с большим риском и становится для них невыгодным. К тому же фактически нарушается требование Конституции РФ (ст. 43) о том, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

В результате можно сказать что средств, которые выделяются на образование не хватает, потому что бюджетные места в ВУЗах сокращаются, стипендии у студентов просто мизерные, заработная плата преподавателей тоже очень мала. Следовательно она не дает им большого стимула и интереса в обучении и подготовки хороших кадров.

Сегодня во всех сферах общественной жизни страны, включая и сферу высшего образования, очень остро стоит вопрос усиления государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств. Ведь не секрет, что в отдельных госвузах из-за слабого, неэффективного, а порой и формального характера государственного внутреннего и внешнего финансового контроля на уровне Министерства образования и науки имеют место низкая бюджетная дисциплина, растраты, хищения, нецелевое использование бюджетных средств, сохраняются факты коррупции, взяточничества и т.д.

Был проведен ряд попыток по улучшению качества образования. Но каждое нововведение было заимствовано и переделано немного на другой лад у других стран, в основном у США. Например, введение Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). По моему мнению, ЕГЭ имеет ряд преимуществ, но к сожалению имеет также ряд недостатков. Одним из них является то, что коррупция и взяточничество поднялись на качественно новый уровень. Сомнительным нововведением в сфере высшего образования является переход к организации учебного процесса в госвузах в соответствии с Болонской системой (БС). Госвузы РФ перешли на двухступенчатую основу обучения «бакалавр плюс магистр». Цель такого нововведения – это унификация высшего образования и признание дипломов российских вузов на европейском пространстве. Хотя серьезных поводов к принятию БС в России не было, поскольку наши школьники постоянно занимали первые места в физико-математических олимпиадах, а специалистов, подготовленных в наших вузах, в частности инженеров и физиков, охотно брали на работу за рубежом, т.е. высоко ценили, несмотря на неконвертируемость их дипломов.

В свете реализации нового этапа реформы высшего образования потребовалась разработка новой модели финансирования его расходов, адекватной сегодняшним задачам. Заслуживает внимания система ГИФО (Государственные именные финансовые обязательства), используемая при планировании и финансировании расходов по госвузам и являющаяся составной частью новой модели финансирования расходов на высшее образование страны. Эта система именуется «переходом к нормативно-подушевому финансированию вузов». Она будет применяться с июня 2013 г.В сущности, в будущем ГИФО надо рассматривать как обязательство государства по финансированию получения среднего и высшего профессионального образования выпускниками средней школы в зависимости от результатов Единого государственного экзамена.

Выпускники школ, сдавшие ЕГЭ и получившие свидетельства с оценками и ГИФО, направляют свои заявления в те вузы, где они хотят обучаться, зная заранее предъявляемые требования и цену (стоимость) обучения, соответственно зная, сколько им придется доплачивать, если они не попадут в число тех, которые будут обучаться только за ГИФО. Если они попадают в число обучающихся только за ГИФО или их устраивает размер доплаты, то они подтверждают свое обучение в данном вузе. Если же, скажем, абитуриент не попал в число лучших, а размер доплаты для него велик, он дает согласие на обучение в вузе, где стоимость обучения ниже.

В отличие от других образовательных нововведений, таких как ЕГЭ, Болонская система, где реформаторы усиленно ссылаются на лучшие западные образцы, ГИФО — это наше, родное, российское.В целом, как предполагается, переход на систему ГИФО позволит повысить и качество обучения за счет развития конкуренции между вузами, и территориальную и социальную мобильность молодежи, а также, в конечном итоге, снизить нагрузку на бюджеты многих семей по оплате обучения их детей в вузах.

Подводя итог, я хочу сказать, что финансирование и развитие высшего образования сильно связано с экономикой любой страны, поэтому имеет для нее очень важное значение, потому что именно ВУЗ готовит специалистов, которые должны поддерживать экономику и развивать ее. К сожалению, в последнее время многие выпускники не могут устроиться работать по специальности по ряду причин, например, спрос на рынке труда на эту специальность очень мал, заработная плата слишком маленькая и т.д. В результате по полученной специальности в течение года после выпуска устраивается только 30-40% выпускников ВУЗов. И это также является одной из проблем экономики, которая должна решаться вместе с проблемами финансирования высших учебных заведений.


 Список литературы:

1.      Калашникова, О.В. Финансирование высшего образования в условиях перехода к инновационной экономике: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / О.В. Калашникова. – Иваново, 2011. – 26 с.

2.      Аветисян, И.А. Финансирование расходов на высшее образование в Российской Федерации и направления его совершенствования / И.А. Аветисян // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2007. – Вып. 39. – С. 12-27.

3.      Конституция Российской Федерации. – М.: Объединенная редакция МВД России, 1998. – 62 с.

4.      Аветисян, И.А. Вопросы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов в современной России / И.А. Аветисян // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2009. – Вып. 1 (5). – С. 107-121.

5.      Свищева, В.А. Государственные и муниципальные финансы / В.А. Свищева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 464 с.

Категория: Выпуск №7 | Добавил: alexander-lizhin (20.04.2013)
Просмотров: 2866 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Время жизни сайта
Форма входа
Поиск
Наши партнеры
Copyright MyCorp © 2025