Рис. 1 Число
действующих малых предприятий в Мурманской области в период с 2008 по 2009 гг.
Прежде всего, посмотрим, в каких видах деятельности
преобладают малые предприятия Мурманской области в период с 2008 по 20010 годы.
С этой целью обратим свое внимание на следующую диаграмму, составленную по
официальным статистическим данным.
Исходя из имеющихся данных, мы видим, что основная доля
малых предприятий приходится на оптовую и розничную торговлю; ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного
пользования. В период 2009-2010 гг. количество предприятий в этой сфере
сократилось, но скорее за счет общего сокращения количества малых предприятий, чем сокращения доли именно этой отрасли. Так в изучаемом периоде количество
предприятий рассматриваемого вида деятельности сократилось более чем в 7 раз.
Причем это сокращение нельзя назвать тенденцией, изменение по годам
неоднозначно: так в 2009 году число предприятий наоборот увеличилось, причем в
1,5 раза!

Рисунок 2 Число действующих малых
предприятий по видам экономической деятельности на 2008 г
Значительную долю в общем числе имеют организации в сфере
операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг. Примерно в
равных долях представлены сферы строительства и обрабатывающих производств.
Далее идут транспорт и связь, гостиницы и рестораны, рыболовство и т.д. Не
будем останавливаться детально. Отметим лишь общую тенденцию, которая с
некоторыми колебаниями характерна для всех видов деятельности: это увеличение
числа предприятий в период 2008-2009 гг. и резкое (в 5-7 раз!!!) сокращение к
концу 2010 года.
Анализируя данные по обороту малых предприятий отметим,
что самый большой оборот среди малых предприятий характерен также для
организаций в сфере оптовой торговли: ремонте автотранспортных средств,
мотоциклов, бытовых изделий и предметов
личного пользования. В 2008 году его доля в общем объеме составила 64,5%, а к
2010 г. объем оборота сократился в 1,1 раза, причем следует отметить, что
количество предприятий уменьшилось в 7 раз. Отсюда можно сделать вывод о том,
что сохранившиеся предприятия не только сумели устоять на рынке, но и повысить
эффективность своей деятельности.
Примерно в равных долях на 2008 год представлены
рыболовство (7,6%), обрабатывающие производства (8,7) и строительство (8,1).
Сокращение по всем отраслям к концу 2010 года составило более чем в 1,5 раза.
Итак, рассмотрев показатели, отражающие состояние малого
предпринимательства в Мурманской области, мы пришли к выводу, что в период с
2009 по 2010 годы происходит резкое сокращение числа малых предприятий,
снижается экономическая эффективность их деятельности.
Каковы же причины кризиса малого предпринимательства?
Проблем можно обозначить достаточно много. Прежде
всего, это все усиливающее и усиливающее свою тяжесть налоговое бремя: это
повышение страховых взносов в Пенсионный фонд, фонды медицинского и социального
страхования с 26% до 34% от фонда оплаты труда. Сейчас фирмы на
"упрощенке" платят либо 6% с выручки, либо 15% с оборота, а также
отчисляют в Пенсионный фонд 14% с зарплаты. Власти на местах могут снизить
ставку налога до 5%, но делают это неохотно - денег на местах всегда не
хватает.
Рост страховых отчислений для малых предприятий
особенно ощутим. По подсчетам Торгово-промышленной палаты РФ, совокупная
финансовая нагрузка на "малышей" возрастет в 2,4 раза.
В связи с этим многие предприятия просто вынуждены
уходить в теневой сектор, сокращать зарплаты персоналу и увеличивать наценку на
товар. По данным опроса на сайте ОПОРЫ России, 73% малых предпринимателей
говорят, что будут вынуждены уйти "в тень", сокращать зарплаты
персоналу и увеличивать наценку на товар. По данным Росстата, доля скрытой
зарплаты в ВВП в 2010 году уже составила 12%. По экспертным оценкам, в «серую»
выплачивается примерно четверть зарплат.
С увеличением налоговых нагрузок малые предприятия
ощущают острый недостаток денежных средств на развитие и инвестиционные
проекты. Банки, особенно маленькие региональные, зачастую не всегда способны
удовлетворить такой спрос, учитывая хотя бы тот факт, что с каждым днем малых
предприятий становится все меньше.
Безусловно, необходима программа поддержки малого
предпринимательства, которая будет направлена на конкретные целевые группы.
Мероприятия должны быть разработаны в зависимости от стадии развития бизнеса,
вида предпринимательской деятельности и т.д.
Необходимо взять курс на повышение
роли малого бизнеса в экономике страны. Такую масштабную задачу не решить без
опоры на достоверные статистические данные о текущем состоянии малого бизнеса.
С этой целью в 2011 году Федеральной
службой государственной статистики проводится сплошное статистическое
наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса.