1.
недоработанность, а по мнению
руководителей сельскохозяйственных предприятий, полное отсутствие механизмов
государственной поддержки сельхозпредприятий, особенно на муниципальном уровне;
2.
крайне низкие и нестабильные закупочные
цены на сельскохозяйственную продукцию, в частности, на молоко. К примеру,
в 2008 году закупочные цены на молоко за
полгода снизились на 30,2 % в то время, как цены на комбикорм возросли на
23,8%;
3.
нехватка кадров, особенно молодых
специалистов. Это объясняется тем, что работа тяжелая, а зарплата маленькая.
Молодежь для себя никаких перспектив в родном хозяйстве не видит. Следовательно, происходит многолетний отток
трудоспособного населения из сельских населенных пунктов в города. Ярким примером тому служит сообщение
ректора Тверской государственной сельскохозяйственной академии Олега Балаяна о
том, что из 15 тысяч школьников 2500 хотят быть юристами, 3000 – экономистами,
5 человек – агрономами и 3 человека –
зоотехниками;
4.
проблема сбыта продукции. Особенно
тяжело приходится мелким товаропроизводителям. Выяснилось, например, что в ряде
регионов мясокомбинаты не заинтересованы в свинине и говядине, предлагаемых
местными производителями, потому что обеспечены мясом из-за границы, из
Бразилии в частности. И если и соглашаются покупать его, то только по
заниженным ценам;
5.
низкий уровень материально-технической
базы рыночной инфраструктуры на селе (дороги, транспорт, складские хозяйства и
т.д.).
Вот только некоторые причины, их, конечно, гораздо
больше.
На мой взгляд,
единственное верное решение - это объединение хозяйств, как крупных, так и
мелких в единое целое. Другими словами, под эгидой департамента надо объединить
усилия всех сельских хозяйств и направить их на создание крупного акционерного
общества в каждом районе области.
А теперь самое основное
о структуре этого акционерного общества:
1.
Участниками акционерного общества будут
являться:
·
Департамент определенного района.
·
Крупные и мелкие сельскохозяйственные предприятия.
·
Фермерские хозяйства.
·
Личные подсобные хозяйства
2.
Количество акций будет распределяться
согласно капиталу, которым обладает акционер.
3.
Общее руководство будет осуществляться советом
директоров.
4.
Непосредственно оперативную деятельность
по управлению акционерным обществом будет осуществлять исполнительный орган.
5.
Естественно, должен быть создан свой устав,
т.е. свод правил, определяющих структуру и форму деятельности общества, права и
обязанности его участников.
6.
По усмотрению акционерного общества
можно создать ревизионную комиссию.
Возникает вопрос. Какой смысл частным собственникам
и государству объединяться в единую организацию? Смысл очевиден – это взаимовыгодные отношения.
Чем больше государство вложит средств в виде оборудования, земель, кадров,
денег, тем больше получит акций и, как следствие, больше прибыли в свой бюджет.
В свою очередь, частным хозяйствам это выгодно,
потому что:
1.
решится проблема сбыта продукции
(сократится путь от производителя к потребителю);
2.
наличие резервного фонда созданного
предприятия обеспечит поддержку в случае непредвиденных ситуаций;
3.
решится
вопрос нехватки квалифицированных специалистов в связи с достойной заработной
платы;
4.
появится больше возможностей для
внедрения новых технологий.
Вот это крупное
объединение дает возможность в дальнейшем объединить сельскохозяйственные
предприятия в единый технологический цикл (от сырья до готовой продукции), то
есть произвести так называемую «вертикальную интеграцию». Главная
цель такого объединения - снижение общих
издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании. При
такой организации, где предприятие всю цепочку берет на себя, обеспечивается
возможность рационального распределения прибыли.
Как было сказано выше, агропромышленный комплекс –
один из важнейших секторов экономики Тверской области. Сейчас он, как и АПК в
большинстве регионов России, в тяжелейшем положении. На мой взгляд, изложенный
выше путь решения проблемы развития сельского хозяйства, является весьма
перспективным в сложившейся ситуации.