Черепня А.
Российский государственный аграрный университет –
МСХА имени К.А. Тимирязева, II курс
Научный руководитель:
Джанчарова Г.К., к.э.н., ст. преподаватель
В современной мировой экономике
экспорт зерна рассматривается как показатель экономической мощи страны,
возможность не только обеспечить достойный уровень питания собственного
населения и национальной продовольственной безопасности, но и стабильно
поставлять значительные объёмы продовольствия на внешний рынок с целью
укрепления и расширения своих национальных интересов. Именно по этой причине в
последние годы экспорт российского зерна наряду с традиционными экспортными
ресурсами России играет всё более важную роль в жизни страны. Тем более, Россия
исторически является активным участником в мировой торговле зерном, хотя в
прошлом столетии её место и роль на зерновых мировых рынках сменялось
диаметрально противоположно от основного экспортёра до самого крупного
импортёра зерновых.
До первой мировой войны зерно
было основной статьёй дохода российского бюджета. Выручка от его продажи
составляла половину всего экспортного объёма страны и в натуральном выражении
была равна 10 млн. т. при урожае 80 млн.т. Одним из самых главных факторов
успеха в экспорте зерна являлось то, что Россия была явным лидером по качеству
поставляемой продукции. В период существования СССР, были утрачены все
лидирующие позиции на мировом сельскохозяйственном рынке, при валовом сборе до
190 млн. т. (с участием всех республик СССР) импорт зерна в некоторые годы
достигал гигантской цифры более 50 млн. т.
В 90-е годы прошлого столетия
благодаря реформированию произошедшего в стране и сельском хозяйстве в
частности, благодаря внедрению новых научных, селекционных, технологических
мероприятий. Россия уверенно возвращается в число основных игроков на мировом
зерновом рынке. Увеличив за десятилетие среднюю урожайность зерновых культур
почти в 3 раза, сельскохозяйственные производители России добились того, что
валовой сбор зерна за последние годы составляет 100-110 и более млн. т. При
внутренних потребностях страны в пределах 70-75 млн.т., что дало возможность в
2008 году выйти на рекордные объемы экспорта - 23 млн.т., на сумму почти 5
млрд. долл. По итогам прошлого года Россия уверенно занимает второе место в
мире (14%) после США (17%) в доле мирового экспорта зерновых.
Однако рекордные урожаи и
увеличение объёмов экспорта показали не только успех российских производителей,
но и выявили существенные проблемы для развития отрасли. Количество факторов,
влияющих на конкурентоспособность товара достаточно велико, необходимо выделить
два основных.
В настоящее время возможности
значительного увеличения экспорта и соответственно конкурентоспособности по
цене и объемам поставляемой продукции, не возможны из-за устаревшей
логистической инфраструктуры экспорта зерна. В России недостаточно современных,
с большой емкостью и большой пропускной способностью, с современными условиями
хранения и доработки по качеству, соответствующему мировому уровню элеваторов и
портовых терминалов. Устаревшая железная дорога и автотранспортные системы
вместе со старыми, нетехнологичными элеваторами и терминалами определяют
несоразмерно высокие затраты на перевозку, хранение и отгрузку продукции и
приводят к снижению конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке.
Для наращивания объёмов экспорта, для конкурентоспособной цены на свой продукт,
необходимо в первую очередь развитие структуры экспортно-ориентированных
зерновых терминалов, увеличение пропускной способности, объём ж/д перевозок,
доработка по качеству на современных технологичных элеваторах.
Несколько факторов, отрицательно
влияющих на конкурентоспособность российского зерна, следует определить в одну
основную причину такую, как «невнятная зерновая политика государства».
Вывоз зерна и получение основной
прибыли от его экспорта отдан торгово-посредническим структурам, которые по
пути быстрейшего получения прибыли, в первую очередь вышли на рынки тех стран,
где можно реализовывать зерно не самого высокого качества. Например, страны
Африки, Азии и Ближнего Востока. Зерно, экспортируемое российскими фирмами,
проигрывает в качестве своим основнячым конкурентам. По этой же причине для
российского зерна закрыты ёмкие и дорогие рынки, например, Европа. Лишь
небольшие объёмы соответствующего качества удаётся поставлять в Грецию, Италию,
Испанию; То есть увеличение доли пшеницы особо ценных сортов в Российском
экспорте - значительный резерв конкурентоспособности российского зерна. Главное
условие для решения этой проблемы - обеспечение экономической
заинтересованности непосредственных производителей зерна, а не
торгово-закупочных структур.
Выводы
Из истории мировой экономики
известно, что удержать завоёванные позиции на рынке многократно труднее, чем
прийти на рынок со своими предложениями. Многолетняя практика основных зернопроизводящих
стран доказывает, что экспортная политика, определяющая роль в её формировании
и реализации (через механизмы дотаций, инвестиций, лицензий и т.д.), должна
принадлежать государству. Лишь это позволит развивать данную отрасль по
основным направлениям:
1.Поддержка стабильно высоких
результатов в урожае и качестве продукта.
2.Удовлетворение внутреннего
спроса.
3.Развитие экспорта.
|