Дарья Хлонь
Российский государственный аграрный университет –
МСХА имени К.А. Тимирязева, экономический факультет, I курс
Научный руководитель:
Лазарев Я.В., ассистент
Введение.
О проблемах и путях
финансового оздоровления российской экономики разбираться и искать их решение
следует: во-первых с учетом современных
условий, во-вторых с учетом уже пройденного исторического пути развития
финансов и экономики нашего государства.
Основным объектом моего исследования является
экономика Российской Федерации, а непосредственным предметом исследования есть
финансовое оздоровление российской экономики, ну а целью моего исследования
будет являться изучение наиболее оптимальных путей и способов финансового
оздоровления экономики с точки зрения самых последних российских зарубежных
исследований в этой отрасли.
- Понятие финансовой
системы Российской Федерации, ее сущность, функции.
В
целом финансы (лат. financia
- наличность, доход) - есть обобщающий экономический термин, означающий:
1)
фонды
денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и предприятий,
2)
систему их формирования, распределения и
использования.
Сами по себе финансы не могут
существовать отдельно от отношений, способствующих их формированию, поэтому в
их понятие включается и специально созданная государством система. Она
обеспечивает постоянный и планомерный процесс создания, распределения и
использования финансов.
Финансовая система государства представляет
собой систему форм и методов аккумулирования, распределения и использования
фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также
предприятий, учреждений, организаций, отраслей народного хозяйства.
Каждое звено
финансовой системы характеризуется тем, что обслуживает определенную сферу
распределения и перераспределения национального дохода посредством применения
специфических форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных
средств государства и (или) муниципальных образований. Названные особенности
лежат в основе различий, имеющихся между отдельными звеньями финансовых
отношений. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на
публичную финансовую деятельность и имеет свои функции.
В настоящее
время финансовая система Российской Федерации состоит из следующих звеньев:
бюджетная система, которую образуют федеральный
бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;
внебюджетные государственные фонды;
кредит (государственный и муниципальный);
обязательное государственное страхование;
финансы предприятий различных форм собственности,
объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства.
Первые четыре
звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются
для осуществления публичной финансовой деятельности в масштабах всего
государства. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным
финансам, поскольку обладают определенной самостоятельностью, не имеют
вертикального взаимодействия, а после уплаты всех причитающихся обязательных
платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью.
Сущность финансовой системы или
финансовый механизм представляет собой процесс распределения и перераспределения
стоимости совокупного общественного продукта, включающий в себя систему
организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и
использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления. в процессе распределения стоимости совокупного
общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства,
хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления)
накапливаются различные фонды денежных доходов.
Для финансовой системы в
целом решающее значение имеют следующие функции: - Планирование, которое предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на
основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией,
субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования
обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во
временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение
между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного
самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на
соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов,
порядка налогообложения и т.п.
- Организация, которая включает
бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость
определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор
уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных
и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и
обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией
связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и
контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.
- Стимулирование, которое основывается на деятельности, направленной на
реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на
финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах.
Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе
принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.
- Контроль, который означает
содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и
нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение
достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение
внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.
- Основные
направления и способы финансового
оздоровления российской экономики.
В период нагрянувшего
глобального экономического кризиса, который также захватил и российскую
экономику во второй половине 2008 года встала очень серьезной задачей проблема
финансового оздоровления экономики Российской Федерации в целом. В ноябре 2008
года Правительство РФ опубликовало план действий по оздоровлению экономики, где
прописаны сектора и отрасли, которые гарантированно получат господдержку.
Розница, которая ранее считалась приоритетом, и электроэнергетика не вошли в
этот список. В плане действий Правительства тогда было названо множество
инструментов помощи компаниям поддерживаемых секторов, в том числе инструментов
прямой финансовой поддержки - от предоставления инвестиционных налоговых
кредитов до покупки акций и облигаций. Использование подобного инструментария можно
увидеть и в антикризисных действиях властей развитых стран. Кроме того, одним
из способов финансового оздоровления экономики можно рассматривать уменьшение налога на
добавленную стоимость, так как это, пожалуй,
лучший способ накачать экономику не инфляционными деньгами. Но
для снижения
налогов необходима соответствующая база. Прежде всего - "прозрачная"
финансовая система, активно вкладывающая средства в реальный производственный
бизнес. Также для оздоровления экономики важен рост роли
государства в экономике, консолидация ряда ее отраслей, прежде всего -
финансовой. Также необходимо обеспечить рост централизованной поддержки
национального финансового рынка, внутреннего потребления, малого и среднего
бизнеса, а так же - национального производственного сектора на международных
рынках. Также для оздоровления ситуации как в финансовом секторе, так и в
отдельных отраслях экономики, необходимо, чтобы коммерческие банки,
использующие получаемые ими от государства средства, прежде всего направляли бы
эти финансовые средства на поддержку таких отраслей экономики как
автомобилестроение, сельхозмашиностроение,
авиационные перевозки, жилищное
строительство. При этом следует учесть,
что поддерживая предприятия государство косвенно поддерживает и их работников,
не давая разрастаться безработице. И пока на данный момент ничего придумать
нельзя - взамен на финансовую помощь государство должно получать долю в бизнесе
компаний.
Заключение.
Современное состояние российской экономики в данный
момент носит переломный характер. Изначальные надежды и ожидания, порою
эйфористические, связанные со стремлением быстро и без потерь построить
конкурентноспособную рыночную экономику, начинает уступать место осмыслению
длительности и трудностей выхода страны из кризиса.
Положение
в экономике нашего государства особенное и неповторимое, и не имеет аналогов ни
с прошлой деятельностью отечественных предприятий, ни с зарубежной практикой.
Считаю, что преодолеть кризис российской экономики без опоры на мощь
государства невозможно. Осуществление антикризисных мер должно опираться на
административные, юридические и экономические рычаги, имеющиеся у государства,
ну и конечно, на финансовую составляющую.
Прежде
всего следует устранить наиболее острые диспропорции в экономике при приоритете
централизованно используемых административных рычагов. При этом государственная
политика должна, в частности, включать в себя:
1. антикризисную поддержку удовлетворения
первоочередных потребностей населения;
2.
антикризисную поддержку приоритетных производств;
3.
обеспечение критического импорта при государственном контроле за экспортом
стратегических товаров.
По
мере смягчения кризисных процессов должен осуществляться переход от
государственных административно-ограничительных мер к экономическим рычагам,
стимулирующим становление развитой структуры рынка и резкое увеличение
численности самостоятельно хозяйствующих субъектов рынка. Это позволит
увеличить объемы производства и перестроить его структуру с ориентацией на
конкурентные отношения.
Начало и укрепление таких структурных сдвигов позволят
перейти к осуществлению программы мер по целенаправленному развитию системы
рынков. Подобному реальному формированию рыночных структур должны быть
подчинены средства налоговой и кредитной политики, экономические и правовые
меры воздействия государства на экономику, формы, способы и темпы приватизации,
а также внешнеэкономическая политика.
Литература
- Бабич А.М., Павлова
Л.Н. – государственные и муниципальные финансы Москва 2002г. изд. ЮНИТИ
- Ю.А.Крохина –
Финансовое право России 2008г. изд. Норма
- Балабанов И.Т.
Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов - М.:
Финансы и статистика, 2002г.
- Википедия – свободная
интернет-энциклопедия.
|