Седова Екатерина Курская Государственная Сельскохозяйственная Академия им. И.И. Иванова, финансовый факультет, III курс
В настоящее время
инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это
связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации
осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний
день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные
технологические заделы, уникальная научно-производственная база
и высококвалифицированные кадры, но в то же время
в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация
этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений. Основные
трудности в реализации инновационного потенциала связаны как
с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования,
в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой
собственных средств у организаций, поскольку спад производства
и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют
ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим
в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных
предприятий и в ближайшее время не прогнозируется
ее существенного роста. Однако дефицит средств является
не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания
и совершенствования также требует инновационная инфраструктура
(страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя
обеспечить рост инновационной активности. Существуют также проблемы связанные с
законодательными актами, регулирующими инновационную политику России. В
Федеральном законе РФ «О науке и государственной научно-технической политике»
сформулирована система целей государственной научно-технической политики. Это
единственная попытка формирования целостной системы целей, однако, результат
этой попытки с позиций системности вряд ли можно признать удачным. Более четкий
подход использован при разработке проекта Федерального закона «Об инновационной
деятельности и государственной инновационной политике в РФ». В нем определены
ключевые моменты государственной инновационной политики: цели, принципы,
инструменты государственного влияния на инновационные процессы. Однако если
рассмотреть данный проект более внимательно, с тех же позиций системности он,
хотя и несколько лучше, но имеет тоже недостатки. Безусловно, цели
государственной политики в той или иной области должны быть сформулированы
четко, и это необходимо сделать таким образом, чтобы из них логично вытекали
все последующие документы и мероприятия органов власти. В нашем же случае в
ключевых разделах, определяющих цели политики, авторы обоих актов путают цели и
способы их достижения, но зато очень тщательно подходят к тем разделам, где
определяются порядок и ответственность при формировании программ, финансируемых
из федерального бюджета. Например, авторы законопроекта фактически делают
попытку вдохнуть новую жизнь в механизм разработки Федеральных инновационных
программ распределения ресурсов на них. Однако с 1990 г. подобные попытки
предпринимались неоднократно: создавались инновационный совет и инновационный
комитет, формировался инновационный фонд (впоследствии упраздненный «как не
обеспечивший выполнение возложенных на него задач»). По сути, заявляемая как
новая инновационная политика содержит все уже давно общепринятые элементы:
формирование комплекса программ и проектов, их экспертиза, долевое участие
государства и т.д. Также в инновационной политике России существуют проблемы в
части регулирования инновационной деятельности и определения самых общих
функций государственных ведомств. Столь
очевидное и скудное по содержанию распределение функций является следствием
отмеченных выше недостатков законодательства, когда целевые установки политики
не сформированы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы
инновационной деятельности. В результате на практике наиболее активным в
поддержке инноваций является Министерство науки и технической политики РФ,
которое отвечает за научно-техническую политику и заинтересовано в
финансировании, как научных разработок, так и деятельности по внедрению их
результатов. Министерством создана система бюджетных и внебюджетных фондов, но
некоторые ключевые проблемы развития инновационных малых предприятий, не
связанные с финансами, не решаются, и есть достаточные основания полагать, что
они не решаются потому, что эти функции, ни на кого не возложены. 
Переход к рыночным
отношениям в Российской Федерации выявил серьезное несоответствие
законодательных норм новым условиям управления в сфере науки, техники и
инновационной деятельности. Отсутствие нормативно-правового регулирования
является одним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности.
Органы власти субъектов Российской Федерации пытаются устранить этот недостаток
путем принятия региональных документов. Сложность разработки
нормативно-правовых актов по инновационной деятельности состоит, прежде всего,
в том, что до настоящего времени основные понятия, такие, как «инновация»,
«инновационная деятельность», «государственная инновационная политика» и
другие, трактуются неоднозначно. Все эти и многие другие проблемы призвана
решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение
увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения
производства новых видов продукции и технологий, а также расширения
рынков сбыта отечественных товаров. 
Подводя итоги, следует отметить, что в
России в связи с реформированием отношений собственности, трансформацией
механизма управления экономикой, развитием бюджетного федерализма -
формирование инновационной системы нового типа только начинается. При этом
происходит смещение процессов реформирования научной сферы из федерального
центра на региональный уровень.
Список используемой литературы
1. Весенин В.Р. Менеджмент. - М.: Проспект,
2007.
2. Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.- М.:
Проспект, 2007.
3. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. -М.:
ИНФРА-М, 2004.
4. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. - М.:
ИНФРА-М, 2007.
5. Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. -
СПб.: Питер. 2007.
6. Хотящева О.М. Инновационный менеджмент. -
СПб.: Питер, 2006.
|