Среда, 16.07.2025, 01:48
СНО "Звезды экономики"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Выпуск №1 [7]
Выпуск №2 [18]
Выпуск №3 [10]
Выпуск №4 [7]
Выпуск №5 [20]
Выпуск №6 [8]
Выпуск №7 [18]
EURUS-AGRI 2011
Главная » Статьи » Выпуск №2

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ

Крюкова Светлана

Российский государственный аграрный университет –

МСХА имени К.А. Тимирязева, экономический факультет, I курс

Научный руководитель:

Хамидова Л.Л., ассистент


В условиях кризиса для нашей  экономики важно, чтобы  развивался реальный сектор экономики. Если посмотреть, за счет чего мы получали экономический рост на протяжении  7 лет, то в структуре ВВП увидим львиную долю так называемых нефтяных долларов. То есть экономический рост мы получали за счет продажи невосполняемых природных ресурсов.

Как мы знаем, всегда полагаться на ожидание благоприятной конъюктуры на мировом рынке нефти для нашей экономики губительно.

Если посмотреть на график расходов резервного фонда только лишь за 2009 год, можно представить себе масштабы последствий для экономики.

Следующий немаловажный вопрос это конечно – доходы населения в стране. Дифференциация населения РФ по уровню доходов в 2009 году  составила 16,7. В группе развитых стран самый низкий децильный коэффициент — в скандинавских странах, где он варьирует от 3 до 5. В Германии, Австрии и Франции он чуть выше и достигает 5-7.

Одним из направлением решения данных вопросов это развитие малого бизнеса. Сегодня об этом много говорят и на всех уровнях.

По словам Д.А.Медведева: «...малый бизнес — это, по сути, способ возрождения нашей страны». По его мнению, на эту сферу предпринимательства стоит возлагать большие надежды. «Государству необходимо определиться, что для государства малый бизнес. Естественно, что малый бизнес не должен нами рассматриваться просто как фискальный источник. Так вообще нельзя никакой бизнес рассматривать, потому что за этим люди стоят, иногда большие коллективы», - сказал Медведев.

Помимо этого, по словам президента, даже если в малый бизнес удастся вовлечь 40-50% российских граждан, то Россия сможет стать совершенно другой страной.

В помощь малому бизнесу существуют государственные программы бюджетного финансирования: МЭР и ВЭБ

Программа МЭР (минэкономразвития):  предоставление грантов начинающим субъектам МБ, развитие организаций микрофинансирования, создание гарантийных фондов, субсидирование процентных ставок. Объем программы: 10,5 млрд. руб.

Программа ВЭБ (Внешэкономбанк). Суть программы в следующем: банки, желающие выдавать кредиты малому бизнесу, должны подать заявку во Внешэкономбанк, который будет рефинансировать эти кредиты согласно утверждённым лимитам. Выдача кредитов другим банкам Внешэкономбанком будет осуществляться под 10,5-10,7%. По словам министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной, маржа банков не должна превышать 2-3%, тогда субъекты малого и среднего предпринимательства смогут получать кредиты под 13-14% годовых. Программа Внешэкономбанка предусматривает и финансирование небанковской инфраструктуры, поддерживающей малый бизнес, и включающей кредитные кооперативы и финансовые организации. Сюда же относятся факторинговые и лизинговые компании, работающие с малым бизнесом.

В настоящий момент 75 банков подали заявки на участие в этой программе, сумма заявок составила 12,5 млрд. рублей. Один из основных критериев отбора банков – максимальная ставка по кредитам для предприятий.

Также и Сбербанк РФ намерен продолжить кредитование малого бизнеса в условиях кризиса, и планирует выдать в этом году предпринимателям более 1 трлн. рублей. В 2008 году Сбербанк выдал 114 тысяч кредитов малому бизнесу, средняя сумма кредита – 5,3 млн. рублей, общая сумма кредитов – 1 трлн. руб.

Хотя уровень просроченной задолженности по таким кредитам на конец прошлого года вырос более чем в полтора раза, а в этом году эта цифра также может увеличиться из-за снижения рентабельности и других финансовых показателей заёмщиков, Сбербанк намерен наращивать объёмы кредитования малого бизнеса.

Основные особенности кредитования малого бизнеса в условиях кризиса – это размер получаемых кредитов, их обеспечение и уплачиваемая процентная ставка. Многие банки считают, что кредиты малому бизнесу – дело рискованное и не спешат выдавать средства предпринимателям. Сами же представители малого и среднего бизнеса среди причин, затрудняющих получение кредитов, выделяют следующие: проблемы залога и гарантий, и высоки процентные ставки.

По данным сайта www.gks.ru  (федеральная служба государственной статистики) банковское кредитование в России и ЕС составляет:

Так же к источникам финансирования относят:

Насчет венчурного финансирования хочу сказать, что венчурные инвестиции не рассматривается в РФ в качестве значимого источника финансирования МБ. Превалирует ориентация венчурного капитала на узкий сегмент технологических компаний. Только для 1% субъектов МБ венчурные инвестиции являются источником финансирования.

Инвестирование венчурных предприятий получило широкое распространение на Западе в 80-90-х годах XX в. В частности, в США всплеск активности с акциями венчурных предприятий произошел после снижения ставки налога на прирост капитала в результате операций с ценными бумагами с 49,1% (1969 г.) до 20% (1980 г.). В 1996 г. объем инвестиций венчурного капитала в США составил 6 млрд долларов, в Европе - 8 млрд долларов.По данным Library House, исследовательского центра в Кембридже, в 2006 году инвестиции венчурного капитала в Китай составили 2,9 млрд долларов. Это позволило Китаю обойти Британию (2,8 млрд долларов) и занять второе место в мире. Лидером по-прежнему являются США - 28,4 млрд. долларов.

Несмотря на то что государство помогает малому бизнесу, существуют и недостатки малого предпринимательства:

                    а) велика степень риска, страха быть разоренным, так как многое зависит от воздействия внешней среды;

                    б) низкая возможность накопления капитала, когда для расширения производства его владельцы могут выделить незначительную часть своего капитала;

                    в) сфера малого и среднего бизнеса ограничена, ему трудно внедряться в фондоемкие и наукоемкие производства;

                    г) малым предприятиям сложно организовать свою собственную службу маркетинга, дилерскую сеть, ограничена номенклатура выпускаемой продукции и возникает сложность в конкуренции с крупным производством и т.д.

В заключении хочу сказать, что в настоящее время сектор малого предпринимательства уже занял свое место в экономике страны и представляет собой достаточно влиятельную экономическую и политическую силу. Его динамика за несколько последних лет показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, организация при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности, прогрессивные структурные сдвиги.

Поэтому я  считаю, что не надо отчаиваться  в условиях кризиса, разочарованно думать где искать силы для развития своего дела. Сегодня мы, студенты, должны вкладывать все силы и время, чтобы стать высококвалифицированными специалистами. Тогда мы сможем подковать желания знаниями и получить возможность для того чтобы организовать дело и получить прибыль.

Категория: Выпуск №2 | Добавил: zhelnin24 (23.05.2010)
Просмотров: 877 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Время жизни сайта
Форма входа
Поиск
Наши партнеры
Copyright MyCorp © 2025